Как научиться решать проблемы без специалистов

Содержание проблем детско-родительских отношений может быть очень разнообразным, от мелких детских капризов и упрямства в дошкольном детстве до полного непонимания и очень сильных негативных чувств в подростковом возрасте и ранней юности. Не каждый родитель оказывается готов к тем вызовам и проблемам, которые его поджидают в процессе взросления ребенка. Привлекать психолога в каждой затруднительной ситуации, чтобы решить ее наилучшим образом, малореально. А вот заимствовать ценные знания и опыт возрастных психологов, брать на вооружение опыт других семей со схожими трудностями, учиться решать типовые проблемы< самостоятельно – признаки зрелого, ответственного родительства.
В самом деле, почему мы считаем естественным продолжительное время обучаться профессии, иностранным языкам, вождению или хобби, однако совершенно игнорируем специальную подготовку в сфере родительства, воспитания детей, гармонизации семейных отношений? И ведь это касается практически каждого! Да и что может быть важнее спокойствия Ваших близких и гармонии в семье?
Каждый член семьи выступает частью семейной системы. И проблема одного может быть следствием и выражением кризиса более глубокого уровня, который касается нескольких, или всех членов семьи. Психолог помогает увидеть эти взаимосвязи. Например, чаще всего родители обращают внимание на проблемы в поведении детей. Но не отдают себе отчет в том, что невольно, порой из лучших побуждений, являются соучастниками тех или иных поведенческих кризисов ребенка. Зачастую от банального незнания или неумения найти тонкий подход к проблеме, от нехватки навыков поведения в той или иной ситуации, родитель наталкивается на неожиданные, неприятные последствия. Вопреки ожиданиям, помощь нужна не только ребенку, но и родителю. Это может быть как обращение к психологу и коррекция детско-родительских отношений в связи с уже возникшей проблемой, так и обращение за информационной, обучающей помощью для разрешения проблем в настоящем и будущем. В центре «Эмпатия» такая помощь осуществляется в формате школы детско-родительских отношений.

Психологи-консультанты обычно выделяют следующие проблемы, с которыми обращаются родители:

● ссоры, грубость, замкнутость;

●  ложь, воровство, уход из дома;

●  непослушание, отказ выполнять требования родителей;

●  закрытость, “уход в себя”, потеря контакта с ребенком;

●  конфликтные отношения с новыми партнерами родителей;

●  лень, пренебрежение домашними обязанностями;

●  конфликтные отношения с братьями и сестрами;

●  отсутствие интересов, “компьютеромания”;

●  неприятие своей собственной внешности;

●  излишняя стеснительность, несамостоятельность;

●  проблемы общения с противоположным полом;

●  нежелательные друзья, отсутствие друзей;

●  неумение постоять за себя.

Если семья обращается за психологической помощью, то в основе обращения могут лежать:

●  индивидуальные проблемы одного из членов семьи (когнитивные, эмоциональные, поведенческие нарушения, личностные расстройства ребенка или одного из родителей);

● проблемы в супружеской подсистеме;

●  проблемы в детско-родительской подсистеме;

●  проблемы в семейной системе в целом.

Специалист определяет основные мишени психологического воздействия и наиболее эффективные методы работы.