Если проблема касается Вашего ребенка

Если психологические проблемы взрослого человека привносят дискомфорт или страдание в отдельные сферы жизни, то психологические проблемы ребенка, могут самым разрушительным образом сказаться на его развитии в целом: интеллектуальном, эмоциональном, духовном, физическом, социальном.

Что должно насторожить родителя? Чаще всего к психологу обращаются со следующими жалобами:

● Проблемы с усвоением школьной программы

● Трудности адаптации ребенка к детскому саду или школе

● Трудности ребенка в общении

● Проблемы с дисциплиной, избыточная «капризность» или «непослушание»

● Нарушения сна и питания

● Гиперактивность и неусидчивость

●  Агрессия к людям или животным, конфликтность

●  Подавленность и сниженное настроение,

●  Излишняя тревожность и страхи

Все это серьезные сигналы психологического неблагополучия ребенка, которые важно уловить своевременно, чтобы  устранить проблемы как можно быстрее и без последствий для здоровья. А также чтобы перенаправить энергию ребенка с тягостной борьбы с проблемой, которую он ведет в одиночку, на путь достижения текущих задач развития.

Поэтому возрастной психолог-консультант в своей дея­тельности всегда исходит из психологических нормативных задач воз­раста. Он не только знает и учитывает особенности возраста ребенка, специфические для него трудности и кризисы, но и обеспечивает контроль за ходом психического развития ребенка в целом, через такие дополнительные процедуры как:

1. Обучение родителей, учителей или других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка

2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации

3. Профилактика вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем

3. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для учителей, родителей и других лиц

5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье

6. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы

Проблемы развития ребенка не могут быть решены без учета общего контекста семейных отношений. Поэтому крайне важно, чтобы психолог и родители стали союзниками и предпринимали согласованные попытки сделать жизнь ребенка лучше и счастливее.

Конечно, ребенок часто не может осознать проблему или подобрать слова, чтобы описать свое состояние, незнакомый человек может восприниматься им настороженно. Поэтому возрастной психолог-консультант должен обладать рядом ценных умений: расположить к себе, увлечь ребенка, найти с ним общий язык, суметь посмотреть на предъяв­ляемую ему ситуацию глазами ребенка. Для этих целей могут применяться игровые или творческие формы коммуникации, позволяющие установить нужный уровень доверия и взаимопонимания, минуя «взрослый» язык речевых оборотов.