Помощь подросткам

Подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый

Данный возрастной этап не случайно привлекает особенное внимание психологов, врачей и педагогов. Статистика показывает, что количество обращений за психологической помощью, связанных с подростковым периодом, намного превышает количество обращений по поводу психологических проблем маленьких детей. Резко расширяется и диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликтного характера до опасности наркомании и алкоголизма и даже попыток самоубийства подростков, юношей и девушек.

 

Центральная потребность подросткового возраста – это самоопределение. Т.е. потребность занять позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свое назначение в жизни.

 

Острая потребность быть взрослым, самоопределиться в сексуальной, интеллектуальной, личностной, эмоциональной и социальной сферах, часто натыкается на непризнание самостоятельности со стороны родителей. Типичные ошибки воспитания по типу обесценивания мнения подростка, многочисленных запретов и ограничений, стремления контролировать и опекать, создают травмирующий подростка стиль отношения «как к ребенку», что провоцирует непредсказуемые реакции. Так возникают острые конфликты, бунтарство, стремление вырваться из-под опеки и контроля взрослых, реакции эмансипации вплоть до побегов из дома. Подростки могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать провокационную точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности.

 

Каждый родитель должен помнить о трех основных отличиях подростка от взрослого человека и ребенка:

●  Уязвимость к внешней оценке

Половое созревание провоцирует бурный всплеск внешних изменений, тело начинает стремительно меняться и приобретает черты свойственные взрослым. Подросток не знает, как ему оценить свои внешние данные и поэтому ориентируется на высказывания окружающих. Более того, это возраст отчаянного поиска новых авторитетов, когда возрастает подверженность влиянию со стороны сверстников и значимых взрослых. Соответственно самооценка подростка зависит от других людей. Получая отрицательные сигналы, подросток страдает и формирует искаженные представления о себе через заниженную самооценку и неверие в собственные силы.

●  Бескомпромиссное отношение

Категоричность и упрямство мешают подростку строить отношения. В пубертатный период мир делится на «черное» и «белое» (дружу или полностью игнорирую, делаю или отказываюсь). Результатом часто становится неприятие чужого мнения, готовность подвергать сомнению самые очевидные для взрослого вещи, отстаивать свою правоту, «не слыша» чужих аргументов.

● Эмоциональная нестабильность

Резкие перепады настроения, повышенная агрессивность, пробуждение сексуального интереса вызваны гормональной перестройкой и это то, что не зависит ни от образа жизни, ни от воспитания. Однако если гормональная буря идет внахлест с проблемами в семье и школе, такие эмоциональные перепады могут сильно сказаться не только на учебе, но и психическом здоровье в целом. Важно учесть противоречивость эмоциональной жизни подростка:  желание привлечь к себе внимание сочетается с демонстрацией полной независимости, внешнее благополучие или подчеркнутое безразличие могут маскировать глубокие проблемы. Если добавить к этому низкую стрессоустойчивость подростков, то станет очевидно, почему так часто в наших СМИ звучит проблема подростковых суицидов, наркоманий и алкоголизма. Задача взрослых – научить подростка справляться с отрицательными эмоциями самостоятельно без ущерба для своего здоровья, скорректировать настроение и вселить уверенность в собственных силах.

 

Отдельного упоминания заслуживает проблема сексуального развития. Именно по причине замалчивания и избегания данной темы в семьях и школе. В результате полового созревания, гормональных перестроек и изменения тела, подросток начинает изучать свою сексуальность. Теперь он по-другому смотрит на противоположный пол и проявляет знаки внимания. На фоне сексуального развития возникают психологические проблемы подростков. К примеру, ребенок начинает изучать свое тело тактильно, учится справляться с сексуальным возбуждением, изучает материалы эротического содержания, однако при этом ощущает стыд за свои действия. Либо испытывает сексуально-окрашенный интерес к представителям своего пола, к чему родители оказываются не готовы.

 

Если подросток доверился взрослому и озвучил проблемы или сомнения сексуального характера, помните, что это доверие нужно оправдать, проявив к подростку максимальное понимание и такт. Обсудив проблему и став союзниками, Вы всегда можете обратиться за разъяснениями и помощью к специалистам.

С какими проблемами чаще всего обращаются подростки и их родители:

●  выраженные протестные реакции и повышенная конфликтность

●  появление опасных, рискованных увлечений

●  потеря интереса к учебе и отсутствие планов на будущее

●  выраженная эмоциональная нестабильность

●  игровая или компьютерная зависимость

●  курение или употребление алкоголя

●  признаки или факты употребления психоактивных веществ

●  трудности профессионального самоопределения

●  тревога, страхи

● неуверенность и заниженная самооценка

●  подавленность, апатия, слова о нежелании жить (даже в шутливой форме)

●  проблемы полового созревания и трудности в самоопределении сексуальной ориентации

●  трудности с принятием предписанной гендерной роли (нежелание носить одежду предписанного пола, нежелание или невозможность вести себя в соответствии с предписанным полом)