В 1896 году французский психолог Теодюль Рибо ввел неологизм “l'anhédonie” (исчезновение удовольствия) по аналогии с “l'analgésie” (отсутствие боли). Он ссылается на полную потерю удовольствия, как физического, так и психического, при меланхолии. Представлены два описания случаев, свидетельствующих о потере удовольствия, аффективной реакции, эмоциональной реактивности и интереса. Похожие описания ангедонических симптомов были сделаны Жоржем Дюма (французским врачом / психологом и учеником Рибо) в его докторской диссертации о печали и радости. Дюма использовал “моральную анестезию” (не ангедонию) в качестве обобщающего термина. Ангедония выжила, моральная анестезия - нет. Американский психолог Уильям Джеймс использовал ангедонию в своем учебнике о разнообразии религиозного опыта. Джеймс выделяет ангедонию как один из многих видов патологической депрессии, объединяющий “пассивную безрадостность и уныние, уныние, подавленность, отсутствие вкуса и изюминки”, “неспособность испытывать радостные чувства”, “пассивную потерю аппетита ко всем жизненным ценностям”. В 1922 году американский психиатр Абрахам Майерсон посвятил теме ангедонии целую лекцию во время ежегодного собрания Американской психиатрической ассоциации. Майерсон ссылался на Рибо и Джеймса, но занял более психобиологическую позицию. Он описал ангедонию как симптомокомплекс, который встречается при многих психических заболеваниях и различных психоневрозах: “своего рода органическая анестезия”, “выпадение из сознания желания и удовлетворения”. Помимо этих последних двух компонентов, Майерсон добавил исчезновение чувства энергии и нереальности. Он также предложил практический терапевтический подход: восстановление аппетита, сна, ощущения энергии и профилактические меры.
В отличие от этой ранней концепции ангедонии, в течение двадцатого века наблюдалось общее угасание интереса. При библиометрическом поиске (поиск в PubMed по “депрессии И ангедонии”; последний поиск выполнялся 5 декабря 2018 года) первая цитата появляется только в 1959 году. Публикационная активность оставалась скудной (максимум 7 цитирований в год) до начала 1990-х годов. С тех пор наблюдается рост, достигающий 271 цитирования в 2018 году. Согласно Snaith, на снижение интереса повлияло возрастающее внимание к подавленному настроению. Затем всплеск интереса объясняется публикацией DSM-III, в котором ангедония позиционировалась как основной депрессивный симптом.
Ангедония: концепция
Были описаны различные концепции ангедонии, например, низкая гедонистическая способность Мила как фактор, предрасполагающий как к шизофрении, так и к депрессии, а у Кляйна нарушение аппетита и удовольствия от завершения как признак эндогеноморфной депрессии. Более поздние и популярные концепции относятся к циклу удовольствия и позитивной аффективности. Обе концепции частично пересекаются и обеспечивают связь между психологическими категориями (например, удовольствие или ангедония) и их нейробиологическими субстратами. Однако они отличаются по своему происхождению и перспективе. Концепция цикла удовольствия основана на аффективной неврологии и узко ориентирована на вознаграждение. Частью ее успеха стала научная стратегия разделения концепции удовольствия на аффективные реакции (объективные поведенческие, физиологические и нервные реакции) и его субъективный аффективный опыт. Концепция позитивной аффективности основана на более общей теории аффективной психологии. Учитывая их популярное использование (при котором клиническую ангедонию часто отождествляют с дефицитом обработки вознаграждения или позитивной аффективности), тщательное описание этих концепций представляется оправданным.
1.Цикл удовольствия. Исследование обработки вознаграждения обнаружило существенные доказательства наличия различных фаз в цикле удовольствия, каждая фаза имеет свою собственную схему мозга: фазу аппетита (доминирует желание), фазу завершения (доминирует симпатия) и фазу насыщения (доминирует обучение). Желание определяется как мотивация или стимулирующее значение награды, симпатия - как реальное удовольствие или гедонистическое воздействие награды, обучение - как ассоциации, представления и предсказания о будущих вознаграждениях, основанные на прошлом опыте. Желание, симпатия и обучение постоянно взаимодействуют, усиливаются и ослабевают на разных фазах цикла удовольствия. Все они имеют как сознательные, так и бессознательные компоненты. Далее ангедония определяется как “нарушенная способность стремиться к удовольствию, испытывать его и / или узнавать об удовольствии, которое часто, но не всегда доступно сознанию”. Эта модель дополнительно разработана Ризви и др., которые описывают процесс вознаграждения как первоначальное построение ассоциации стимул-вознаграждение, которая затем приводит к интересу / желанию (желанию вознаграждения), предвкушению (состоянию готовности к вознаграждению), мотивации (первоначальные затраты энергии для достижения вознаграждения), усилию (постоянные затраты энергии для достижения вознаграждения), гедонистической реакции (например, наслаждение вознаграждением) и интеграции обратной связи (обновление наличия вознаграждения и ценностей). В этой модели вознаграждения могут быть первичными / фундаментальными (например, еда, секс, социальное взаимодействие) или вторичными / высшего порядка (например, денежные, художественные, альтруистические и трансцендентные); предполагается, что задействованные в них мозговые механизмы в целом перекрываются и отличаются от посредничества других характеристик того же события (например, сенсорных, когнитивных). Фактическое переживание удовольствия отличается от простого ощущения и / или мысли, это дополнительный “гедонистический блеск”, генерируемый сетями удовольствия человеческого мозга. Хотя исторически подчеркивалась симпатическая часть ангедонии при депрессии, недавние результаты указывают на большую важность как желания, так и обучения: то есть снижение ожидания вознаграждения, готовность прилагать усилия, чтобы получить вознаграждение, и способность изменять поведение в зависимости от вознаграждения. Эта концепция (ан) гедонии в значительной степени отражена в системах положительных валентностей критериев предметной области исследования (NIMH): оценка вознаграждения (вознаграждение, задержка, усилие), отзывчивость на вознаграждение (ожидание вознаграждения, начальная реакция на вознаграждение, насыщение вознаграждением) и обучение (вероятностное обучение с подкреплением, ошибка прогнозирования вознаграждения, привычка).
2.Позитивная аффективность. В дополнение к ангедонии как специфической дисфункции цикла удовольствия, ангедония также может быть описана в рамках более общих, размерных моделей аффекта. Основываясь на исследованиях взаимосвязей между эмоциональными переживаниями (субъективные сообщения о словах, лицах и переживаниях), эти модели организуют наше аффективное пространство в 2 (или более) измерениях более высокого порядка (комплексные модели аффекта): например, валентность и возбуждение, положительный и отрицательный аффект (PA и NA). Аффективные состояния затем интерпретируются как линейные комбинации этих двух измерений. В этих моделях можно провести различие между “основным аффектом” (безобъектным, ускользающим нейрофизиологическим состоянием, сознательно доступным как простое, неотражающее чувство) и эмоциональными эпизодами. Эти последние представляют собой изменения в основном аффекте, вызванные объектом и приписываемые ему. Эмоциональные эпизоды сопровождаются инструментальными действиями, физиологическими и экспрессивными изменениями (как часть изменений основного аффекта и как часть инструментального действия), перцептивно-когнитивной оценкой объекта (например, ожиданиями в отношении будущего, актуальностью для своих целей, причинно-следственными связями) и другими сознательными, субъективными переживаниями. Субъективное переживание определенной эмоции (или эмоционального мета-опыта; например, человек воспринимает себя счастливым) в конечном итоге является результатом когнитивной интерпретации / категоризации нейрофизиологических изменений, вызванных объектом: эти изменения организованы по отношению к своему объекту, поведенческим реакциям, прошлому опыту и семантическим знаниям. Моделирование аффективного пространства в PA и NA представляется особенно интересным для ангедонии при депрессии. PA и NA относятся к общим и эволюционным адаптивным системам подхода и ухода. PA отражает степень, в которой человек признает интерес к жизни, а NA - степень, в которой человек сообщает, что чувствует себя расстроенным или неприятно возбужденным. Следовательно, PA и NA — это не противоположности, а некоррелированные и независимые измерения. В частности, чувства PA (ощущения энергии, напористости, энтузиазма, уверенности) служат источником мотивации и аффективным вознаграждением за целенаправленное поведение. В таком случае ангедонию можно определить как низкую PA. Определяемая таким образом, ангедония, по-видимому, является относительно специфической чертой депрессии: более специфичной, чем высокая PA.
Ангедония: биологические причины и перспектива
Ангедония может быть деконструирована в соответствии с различными принципами.
- 1. В его нынешнем употреблении заложена разница между завершающей (отсутствие реального удовольствия, эмпирического наслаждения, симпатии) и аппетитной (отсутствие интереса, предвкушения и желания) ангедонией. Таким образом, форма (в ясперсианской традиции) ангедонии сложна: явления, относящиеся как к чувству и аффективным состояниям, так и к побуждению, влечению и воле.
- 2. Необходимо проводить различие между ангедоническими симптомами (субъективные жалобы пациентов; например, потеря интереса и удовольствия) и признаками (поведение, признанное клиницистом патологическим; например, отсутствие положительных эмоций или настроения, наблюдаемое / выявленное во время психиатрического собеседования). Теоретически симптомы ангедонии следует отличать от нарушения способности выражать (словами или поведением) чувство удовольствия, то есть своего рода “ангедонической алекситимии”.
- 3. Ангедония может быть чертой характера или состоянием. Историческим примером первого является низкая гедонистическая способность как фактор риска развития шизофрении. Примером последнего является ангедония, определенная в современных классификациях DSM БДР.
- 4. Ангедония может быть распространенной или избирательной. Подобно удовольствию, ангедония может быть разделена в зависимости от ее объекта. Говорят, что такие удовольствия, как еда, секс и социальное взаимодействие, являются фундаментальными (или первичными, инстинктивными) – вознаграждение является неотъемлемым. Они контрастируют с удовольствиями высшего порядка (или вторичными, неинстинктивными) (такими как музыка, искусство, деньги, интеллектуальная и альтруистическая деятельность) - вознаграждение не является врожденным и должно быть усвоено. Эти награды могут относиться к прошлому (запомненному), настоящему (фактически пережитому) или будущему (ожидаемому).
- 5.Хотя ангедония предполагает категорический феномен "все или ничего", ангедонию (или гедонистическое функционирование) следует рассматривать в многомерной перспективе.
- 6. Наконец, ангедония может существовать сама по себе или может быть частью более общего сглаживания эмоций и аффекта (например, общий паралич чувств, притупленный аффект, дереализация).
Помочь Вам готовы более 50 опытных специалистов центра «Эмпатия». Получить эффективную помощь наших психиатров, психотерапевтов, психологов и эндокринолога можно на очном приёме в Москве и Реутове, а также в формате онлайн-консультации в любой точке мира. Отметим, что выписка рецептов по итогам онлайн-приёма возможна!