Потребность в надежной привязанности к значимому взрослому.
Эта связь удовлетворяет потребность в чувстве защищенности, любви, понимании, сострадании, похвале, безусловном принятии ребенка с его суждениями, представлениями и поступками, даже если они отличаются от таковых у родителя, а также потребность в стабильной привязанности, т.е. в хорошем отношении к ребенку вне зависимости от настроения или событий в жизни его родителя.
Неудовлетворение этих потребностей приводит ребенка, а затем и взрослого к ощущению, что его нельзя полюбить безусловно, что он «какой-то не такой», что любовь нужно заслужить, к «хроническому» чувству.
Наряду с потребностью в надежной связи с родителем ребенок испытывает потребность в самостоятельности («я сам»), компетентности, поддержке инициативы, а также чувстве самоидентичности.
Если родители не верят в успех ребенка, сравнивают его с другими, то у него не формируется вера в свои силы. Если родители слишком опекают ребенка, то ему сложно получить достаточно навыков для достижения успеха. Так появляется страх перед внешним миром, зависимость от кого-то другого, более сильного и компетентного. Ребенку, воспитанному в таких условиях, сложно понять, кто он и чего хочет.
Каждому ребенку необходимо свободно выражать свои чувства и потребности.
Ребенок, который осознает, что его чувства и потребности имеют значение, и может поделиться своими эмоциями в любой момент, становится более уверенным в себе, проявляет внимание и сочувствие к другим людям.
Не имея возможности выражать эмоции и желания свободно, человек подавляет их. Иногда он прячет свои эмоции и потребности настолько сильно, что сам их не осознает. Или же человек не может справляться с сильными эмоциями (а это шаг к опасному, самоповреждающему поведению, зависимостям). Другой вариант - человек выражает только те чувства и эмоции, которые могут понравиться или угодить другим. Из-за этого возникают сложности в создании крепких отношений, страдает способность доверять.
Потребность в спонтанности и игре.
Ребенку очень важно иметь возможность играть, радоваться, дурачиться, спонтанно проявлять свои чувства, искренне выражать эмоции. Игра удовлетворяет потребность в общении, через нее ребенок познает жизнь, получает удовольствие.
Игнорирование этой потребности - чересчур строгое воспитание - приводит к сложностям в получении удовольствия от жизни, негативному восприятию мира. Таким людям сложно отдыхать, расслабляться, общаться, заниматься творчеством, шутить.
Потребность в реалистичных границах и контроле.
Дети по своей природе импульсивны, недисциплинированны. Задача каждого родителя – направлять ребенка, научить его следовать правилам, уважать других, выдерживать дискомфорт.
Если родитель излишне потакает желаниям ребенка, не устанавливает запреты, не обозначает свои границы, то ребенку трудно контролировать побуждения и импульсы для достижения долгосрочных целей. Кроме того, ребенку будет сложно уважать права и границы окружающих.
Резюмируя, еще раз подчеркнем, что родителям важно чутко относиться к эмоциональным потребностям ребенка и учитывать их. Однако идеальных условий взросления не бывает. Что же делать взрослым людям, чьи базовые эмоциональные потребности в детстве не удовлетворялись или удовлетворялись не полностью? Сейчас самое главное - понять, что мы теперь сами для себя внимательные взрослые, а значит, можем научиться распознавать свои потребности и заботиться о себе.