Введение
Первоначально ДДР считался строго медицинским расстройством и, как полагали, имел идентифицируемые медицинские причины. После того, как исследователи рассмотрели зарегистрированные случаи ДДР; однако, не было обнаружено никакой конкретной медицинской или неврологической причины, которая объясняла бы все проявления расстройства. По этой причине ДДР был включен в четвертое издание Руководства по диагностике и статистике психических расстройств, или DSM-IV, в 1994 году.
Причина детского дезинтегративного расстройства неизвестна. Результаты исследований, однако, предполагают, что оно может возникать в нейробиологии мозга. Примерно у половины детей с диагнозом ДДР наблюдается аномальная электроэнцефалограмма (ЭЭГ). ЭЭГ измеряет электрическую активность в мозге, генерируемую передачей нервных импульсов (мозговые волны). ДДР также иногда ассоциируется с судорогами - еще одно указание на то, что может быть задействована нейробиология мозга. Дети с ДДР имеют по крайней мере 2 года нормального развития во всех областях — понимание языка, речь, навыки использования больших и малых мышц и социальное развитие. После этого периода нормального роста ребенок начинает терять навыки, которые он или она приобрели. Эта потеря обычно происходит в возрасте от 3 до 4 лет, но это может произойти в любое время вплоть до десятилетнего возраста. Распространенность ДДР составляет 1 на 100 000 мальчиков, а соотношение мальчиков и девочек оценивается в 8 мальчиков на 1 девочку. Следующий случай касается ребенка женского пола с диагнозом ДДР.
Отчет о клиническом случае
Девочка в возрасте 10 лет обратилась с жалобой на раздражительное поведение и проблемы с общением. Пациентка была абсолютно нормальной до достижения 5-летнего возраста. Ребенок является продуктом кровнородственного брака, в котором ее отец является дядей ее матери по материнской линии. Ребенок родился при доношенных нормальных вагинальных родах, никаких внутриутробных инфекций у матери, никаких осложнений после рождения, ребенок достиг соответствующих возрасту двигательных и речевых показателей до 5-летнего возраста. Ребенка приучили к туалету, и он мог контролировать свой кишечник и мочевой пузырь. Ребенок также посещал школу, где она научилась читать стихи и рассказы. Она также привыкла самостоятельно принимать ванну с мылом и водой под присмотром.
В возрасте 4 лет у пациентки развился тяжелый приступ инфекции верхних дыхательных путей, из-за которого она страдала от лихорадки и кашля в течение 6 месяцев и имел место плевральный выпот, для устранения которого жидкость откачивается. Родителям было предписано принимать лекарства в течение 1 месяца при регулярном наблюдении, но они не могли этого сделать из-за финансовых ограничений. С тех пор у пациента начались сильные приступы лихорадки, и лечение проводил только неквалифицированный медицинский работник. Она перестала ходить в школу и начала терять все коммуникативные ориентиры, такие как произнесение предложений, обращение к членам своей семьи по имени. Она привыкла сидеть одна весь день, погруженная в игры, и проявляла повышенный гнев и раздражительность, при этом она била или кусала любого, кто ей мешал. Она перестала играть со своими друзьями, что ей раньше нравилось делать. Она также перестала просить еду и плакала, только если была голодна. Она также перестала соблюдать правила личной гигиены и собирала с пола кусочки палочек и камней и клала их в рот. Она также не спала всю ночь и плакала без видимой причины. Она даже потеряла навыки обращения с туалетом, которые приобрела ранее, и начала испражняться и мочиться на одежду. С вышеуказанными жалобами пациентка была доставлена в больницу общего профиля Мамата в психиатрическое отделение. Пациент был госпитализирован в психиатрическое отделение, где были проведены все исследования, такие как полная картина крови для исключения дискразий крови, функциональные тесты печени на предмет любых метаболических нарушений, анализ мочевины и креатинина крови на предмет нарушений функции почек, анализ мочи на сахар и протеинурию. Все исследования прошли нормально. Компьютерная томография головного мозга показала заметное уменьшение объема мозга с меньшим количеством борозд и извилин и увеличенными желудочками. Тест на IQ показал, что у пациента IQ равен 37,5. Пациентке начали принимать респеридон по 1 мг один раз в день, и в течение следующих 3 недель ей стало лучше, симптомы гнева и раздражительности уменьшились, и она также начала нормально спать. Ее координация движений улучшилась, и она смогла самостоятельно питаться, чего раньше была не в состоянии. При последующих наблюдениях в течение следующих 6 месяцев ребенок продемонстрировал улучшение в общении в форме называния предметов, а также ее социальное взаимодействие также улучшилось, когда она начала играть с другими детьми у себя дома. Она была направлена в центр более высокого уровня, где она проходит специальную подготовку для улучшения своих когнитивных способностей. Ребенку назначено клиническое собеседование каждые 2 месяца с использованием вышеуказанных лекарств и обучения для оценки улучшения. До настоящего времени было проведено 3 последующих визита, и в вышеупомянутых областях было обнаружено существенное улучшение.
Обсуждение
ДДР чаще всего диагностируется, когда родители пострадавшего ребенка консультируются с педиатром по поводу потери ребенком ранее приобретенных навыков. Врач сначала проведет медицинское обследование ребенка, чтобы исключить любую органическую причину, объясняющую состояние. После медицинских осмотров и тестов ребенка направят к психиатру, который затем поставит дифференциальный диагноз ДДР. Для постановки диагноза ДДР у ребенка должна наблюдаться потеря или регресс по крайней мере в двух из перечисленных ниже областей с явно нормальным развитием, по крайней мере, в первые 2 года после рождения. Обычно регресс происходит более чем в двух областях. Это
- восприимчивые языковые навыки (понимание языка)
- навыки выразительной речи (разговорный язык)
- социальные навыки или адаптивное поведение
- играйте со сверстниками
- двигательные навыки
- контроль кишечника или мочевого пузыря, если он был установлен ранее.
У ребенка должно быть нарушение функционирования по крайней мере в двух из следующих:
- Нарушение невербального поведения, неспособность развивать отношения со сверстниками без социальной и эмоциональной взаимности
- В способности начинать и поддерживать разговоры с другими людьми и т.д.)
- Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, такое как покачивание головой вверх и вниз или другие повторяющиеся движения. Эти изменения не должны быть вызваны общим заболеванием или другим диагностированным психическим расстройством.
Лечение ДДР очень похоже на лечение аутизма. Акцент делается на ранних и интенсивных образовательных вмешательствах. Большая часть лечения основана на поведении и высоко структурирована. Просвещение родителей также подчеркивается в общем плане лечения. Речевая терапия, трудотерапия, развитие социальных навыков и терапия сенсорной интеграции - все это может быть использовано в соответствии с потребностями конкретного ребенка.
В настоящее время не существует фармакологических вмешательств, которые конкретно направлены на основные симптомы РНР. Однако исследования продемонстрировали, что атипичные нейролептики и селективные ингибиторы обратного захвата серотонина могут быть полезны при поведенческих проблемах, связанных с РНР. Были опубликованы два отчета об использовании атипичных нейролептиков у детей с РНР. В обоих исследованиях лечение атипичными антипсихотиками привело к значительному улучшению агрессивного, самоповреждающего и деструктивного поведения. Многие дети с РНР имеют двигательную неуклюжесть в дополнение к социальному дефициту. В этом тематическом исследовании двигательная координация улучшилась при социальном взаимодействии после приема рисперидона. Сообщалось, что дофаминергическая дисфункция связана со снижением координации движений, и, учитывая, что типичные нейролептики можно рассматривать как стабилизатор системы дофамина, это может представлять механизм терапевтического действия. Сообщалось также, что атипичные нейролептики улучшают депрессию и тревогу, и этот терапевтический эффект опосредован мощным частичным агонистическим действием на рецептор 5HT1A. Аналогично их выводам, агрессивное поведение в этом случае значительно уменьшилось после лечения. Все же следует отметить, что этот эффект был утрачен, а затем восстановлен с прекращением и повторным введением этого лечения соответственно.
Чем мы можем помочь?
Если Вы обнаружили у себя или своих близких некоторые из описанных симптомов – это может говорить о развитии ментального расстройства. В этом случае, стоит обратиться к врачу-психиатру для диагностики и начала своевременного лечения. Помимо очного общения, мы предлагаем услугу дистанционного консультирования (онлайн-прием), которая не уступает личной встрече по качеству. Таким образом, Вы можете получить квалифицированную помощь специалиста высокого уровня, в каком бы населённом пункте вы не находились.
|
В нашем центре психического здоровья и психологической помощи, в шаговой доступности от метро Электрозаводская (г. Москва) и метро Новокосино (г. Реутов), работают специалисты, которые имеют большой опыт лечения психических расстройств. Мы используем самые современные и передовые методики, руководствуемся принципами доказательной медицины. Эффективная помощь и конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну, гарантированы.