Юношеская астеническая несостоятельность, дисморфофобия, деперсонализация, экзистенциальная депрессия - что это?
Юношеская астеническая несостоятельность
ЮАН - Юношеская астеническая несостоятельность. До этого я уже напоминала о том, что такое "трудный возраст" и как его отличить от болезни, а также обмолвилась об "атипичности" в целом депрессивных расстройств у молодых людей. Довольно часто ко мне на прием приходят юноши и девушки (от 17 до 25 лет), большой % которых резко перестаёт справляться с учёбой в школе и в институте. Они буквально сообщают, что как будто "отупели" - перечитывают одно и то же по нескольку раз, ощущают резкое снижение продуктивности, а иногда и вовсе жалуются: "преподаватель говорит, а я не понимаю ни слова!". Другие заявляют, что испытывают "скуку".
Разумеется за такой маской когнитивных расстройств кроются и другие спутники депрессии - упадок сил, чувство разбитости, нарушение внимания, нередко тревога и навязчивые мысли, болезненное чувство собственной измененности (я был умный, а стал тупой). Нарушения сна также носят не типичный характер и проявляются постоянной сонливостью, увеличением продолжительности сна >12 часов.
Согласно исследованию И.В.Олейчика, который подробно занимался этим вопросом, такие депрессии могут носить затяжной характер с волнообразными ухудшениями. Также, согласно его работе такие депрессии делятся на:
- с преобладанием когнитивных расстройств по типу "торможения" - медленное течение мыслей, трудность подбора слов, снижение концентрации;
- по типу "дезавтоматизации" - неспособность построить логическую цепочку, ощущение собственной болезненной измененности;
- по типу "искажения" - с обрывами мыслей, их хаотичности, могут быть ощущения их "закупорки" и присутствие чего-то постороннего в голове.
Надо заметить, что некоторые заболевания из более тяжёлых регистров (например, БАР и шизофрения) могут дебютировать с депрессивных симптомов! Если такое случилось - необходима консультация грамотного специалиста.
Дисморфофобия
Дисморфофобия - это озабоченность воображаемым дефектом тела, который не заметен или едва заметен окружающим. Причем такая озабоченность может вызывать проблемы во всех сферах жизни. Этот тип расстройств чаще встречается у девушек. Как оно проявляется? Вот пример:
Молодой человек испытывает ощущение, что у него неправильная форма носа, не может смотреть на себя в зеркало, из-за этого начинает пропускать школу, боясь, что окружающие будут смеяться над его дефектом. К дисморфофобии можно отнести и РПП: анорексию и булимию.
Однако, нередко за фасадом таких расстройств - озабоченностью каким-либо дефектом внешности или весом тела с ограничительным поведением (скрывание одеждой, диеты и т п) исподволь обнаруживаются симптомы депрессии:
Дополнительно:
Своевременное обращение к врачу-психиатру при наличии тревожных симптомов-звоночков поможет избежать последствий.
Молодой человек испытывает ощущение, что у него неправильная форма носа, не может смотреть на себя в зеркало, из-за этого начинает пропускать школу, боясь, что окружающие будут смеяться над его дефектом. К дисморфофобии можно отнести и РПП: анорексию и булимию.
Однако, нередко за фасадом таких расстройств - озабоченностью каким-либо дефектом внешности или весом тела с ограничительным поведением (скрывание одеждой, диеты и т п) исподволь обнаруживаются симптомы депрессии:
- самоуничижение, идеи вины, тоска;
- потеря интереса к жизни;
- заторможенность моторики;
- тревога и/или раздражительность;
- нарушения сна, изменение аппетита;
- !!! Суицидальные мысли.
Дополнительно:
- деперсонализация (чувство собственной измененности, неузнавание себя в зеркале)
- социальные фобии, панические атаки
- самоповреждения
Своевременное обращение к врачу-психиатру при наличии тревожных симптомов-звоночков поможет избежать последствий.
Деперсонализация
В одном из предыдущих постов (синдром исчезновения "Я"), подробно рассматривалась тема синдрома деперсонализации-дереализации, поэтому я не буду останавливаться на перечислении его характеристик и типов, коих достаточно много. Согласно современным исследованиям, изолированно деперс возникает очень редко (2,5%). По данным Simeon это расстройство часто встречается вместе с депрессией, причем дебют, как правило, приходится на юношеский возраст.
Для наглядности клинический пример:
Для наглядности клинический пример:
- Юноша 18 лет, отличающийся чертами впечатлительности, эмоциональной нестабильности, склонный к образному восприятию мира, художник. На фоне расставания испытывает подавленность, затем ощущение притупленности эмоций, невозможность порадоваться или грустить.
Плавно тема расставания уходит на 2-й план, а юноша поглощен своей неспособностью чувствовать, как прежде. Присоединяется тревога, на высоте которой мир становится, как бы "нереальным", он не узнает себя в зеркале, испытывает ощущение, будто парит над своим телом. Испытывает тягостное чувство и страх, что "сходит с ума"(о ужас, у меня шизофрения). За фасадом таких нарушений обнаруживаются: снижение сил и концентрации внимания, нарушения сна, снижение либидо и отсутствие аппетита, он с трудом справляется с учёбой...в общем, все "радости" депрессии.
Причем такие состояния могут протекать достаточно вяло и хронически, при этом сильно снижая качество жизни: человек бросает учёбу, работу, друзей. К слову говоря, это может быть не только депрессия - по данным (Mula 2008) на дебют БАР приходится большая доля таких состояний.
Своевременная консультация у грамотного специалиста, который сможет разглядеть под маской деперсонализации другие нарушения и назначить правильное лечение, значительно улучшит качество жизни!
Экзистенциальная депрессия
Термин "экзистенциальный" был предложен в далёком 19 веке датским философом С.Кьеркегором, который первый в противовес рациональному подходу (истина всегда прдчиняется разуму), предложил так называемое экзистенциальное существование человека с попыткой осмысления его внутренних личных переживаний. Не останавливаясь далее на развитии этого учения, ставшего таким популярным в 20 веке, перейдём к вопросу в психитарии:
В 1953 году Η.Hefner предложил термин "экзистенциальная депрессия". Суть этого состоянии заключается в пересмотре всех жизненных взглядов, которые пропускаются через призму пессимистического мировоззрения. Так называемое изменение идеалов - "Зачем я живу?", "Всё в этом мире абсурдно".
Касаемо подростково-юношеской тематики можно привести такой пример: молодая девушка около 15 лет внезапно для родных начинает увлекаться философией, она взахлёб читает Кьеркегора, Ницше, Сартра. Темы для разговора также начинают носить абстрактный характер: "Зачем я хожу в школу? Что будет дальше? Такая система ни к чему не приведёт, жизнь - тлен, всё бессмысленно". Девушка высказывает идеи о том, что надо кардинально менять образ жизни, отрицает ранее присущие ей ценности, отказывается ходить в школу, бросает учёбу (ведь это "никому не нужно"). Многие родители расценивают это как каприз, подражательство - "подростки, они все чудные, начитались в интернетах", не догадываясь что может быть за таким фасадом...
Под маской такого философско-абстрактного мировоззрения нередко определяются: подавленность, ощущение блёклости окружающего (ничто не радует, как прежде), апатия, снижение концентрации внимания, чувство раздражения, нарушения сна, потеря аппетита, ощущение бессмысленности, дозодящее до СУИЦИДАЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ и пр.
У сожалению так бывает, что моментом, когда у родных "открываются глаза" становится найденная прощальная записка или вовсе попытка покончить с собой. Это не попытка напугать родителей и заставить их не спать ночами, прокручивая страшные сценарии развития, а лишь ориентация и ключ к пониманию некоторых состояний, которые иногда могут оставаться незамеченными или недооцененными!
В 1953 году Η.Hefner предложил термин "экзистенциальная депрессия". Суть этого состоянии заключается в пересмотре всех жизненных взглядов, которые пропускаются через призму пессимистического мировоззрения. Так называемое изменение идеалов - "Зачем я живу?", "Всё в этом мире абсурдно".
Касаемо подростково-юношеской тематики можно привести такой пример: молодая девушка около 15 лет внезапно для родных начинает увлекаться философией, она взахлёб читает Кьеркегора, Ницше, Сартра. Темы для разговора также начинают носить абстрактный характер: "Зачем я хожу в школу? Что будет дальше? Такая система ни к чему не приведёт, жизнь - тлен, всё бессмысленно". Девушка высказывает идеи о том, что надо кардинально менять образ жизни, отрицает ранее присущие ей ценности, отказывается ходить в школу, бросает учёбу (ведь это "никому не нужно"). Многие родители расценивают это как каприз, подражательство - "подростки, они все чудные, начитались в интернетах", не догадываясь что может быть за таким фасадом...
Под маской такого философско-абстрактного мировоззрения нередко определяются: подавленность, ощущение блёклости окружающего (ничто не радует, как прежде), апатия, снижение концентрации внимания, чувство раздражения, нарушения сна, потеря аппетита, ощущение бессмысленности, дозодящее до СУИЦИДАЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ и пр.
У сожалению так бывает, что моментом, когда у родных "открываются глаза" становится найденная прощальная записка или вовсе попытка покончить с собой. Это не попытка напугать родителей и заставить их не спать ночами, прокручивая страшные сценарии развития, а лишь ориентация и ключ к пониманию некоторых состояний, которые иногда могут оставаться незамеченными или недооцененными!