Предыдущий текст доступен по ссылке: Читать
Итак, формированию речи ребенка уделяют самое пристальное внимание по причине неразрывной связи речи с интеллектуальным развитием в целом.
С первых лет жизни слова наполняются предметным значением, ребенок начинает обозначать ими предметы, в том числе отличные по внешним признакам, но имеющие общие существенные свойства, благодаря чему возникают первые обобщения – фундамент аналитического мышления в будущем.
Когда ребенок начинает понимать все слова, произносимые взрослыми, ему становятся доступны и объяснения взрослых, инструкции относительно совместных действий. Инструкции помогают продвинуться в совместной деятельности со взрослым, погрузиться в понимание окружающего предметного мира, и наконец, становятся регулятором поведения ребенка. Позже эти инструкции он сможет обратить на себя сам, выстраивая внутренний план действий, чтобы решать более сложные мыслительные задачи, а также управлять своим поведением.
Другими словами, своевременное и гармоничное развитие речи – фактор развития осознанности и произвольности психики ребенка, в то время как ошибки взрослых или недооценка роли речевого развития могут приводить к задержкам созревания других психических процессов.
Главные ошибки взрослого окружения
1. Бедная речевая среда
Навыки речи приобретаются прижизненно в отличие от инстинктивных форм поведения, которые возникают «сами собой». Они формируются только путем подражания. Таким образом, живая языковая среда, общение взрослых между собой и, особенно, с самим ребенком – это главные способы естественной стимуляции речевых зон мозга. Ситуация, при которой ребенок предоставлен сам себе или проводит значительное время за телевизором или гаджетом в ущерб живому общению – прямой путь к отставанию в развитии речи.
2. Сюсюканье
Частенько родители от избытка чувств подражают маленькому ребенку, подыгрывая, искажают свою речь. Проявления родительских подражаний многообразны и могут пагубно сказаться на разных компонентах речевой системы ребенка. Важно понимать, что таким поведением родители сами лишают ребенка естественного стимула к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает, что такое общение понятно взрослым, т.е. выполняет функцию коммуникации и служит удовлетворению потребностей. Более того, присущие ребенку речевые искажения поощряются, а усилий по их преодолению прилагать не требуется, что способствует закреплению ошибочных стереотипов.
3. Неряшливая, неразборчивая речь взрослого
Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. На основе механизма подражания дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении, у ребенка возникают проблемы в усвоении слого-звуковой структуры слов. Ведь если ребенок не может разобрать услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. Кроме того, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, согласование слов в предложения. Особое значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов, в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в школе.
4. Отрицание проблем
Часто родителям сложно признаться самим себе, что у ребенка существует такая проблема. Ребенок может говорить непонятно для окружающих, может вовсе не говорить. Может ходить по потолку, убегать от родителей на улице и устраивать истерики в публичных местах. Но любящие его всем сердцем родители всё готовы списать на его индивидуальные особенности, или отсутствие настроения, или другие внешние причины. Игнорирование тревожных сигналов иногда замещается намерением подождать («У наших знакомых/родственников было также, а потом все само прошло»), недооценкой важности работы над собственными ошибками. А ведь от них, ошибок, не застрахован никто!
Конечно, признать проблемы с развитием ребенка это всегда стресс – инстинктивно родители откладывают принятие решения. Но важно понимать, что за сомнениями родители упускают те сенситивные периоды, когда проблему можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
А еще проблемы в усвоении речи могут быть сигналом более сложного, сочетанного нарушения в формировании нескольких психических функций. Оценить состояние функции речи во взаимосвязи с другими функциями мозга полноценно сможет только детский нейропсихолог.
Рекомендации для родителей
Можно выделить несколько основных принципов для родителей, которые помогут ребенку в полноценном становлении его речи.
1. Правильность: грамотная и выразительная речь взрослых
Не искажайте слова, не «съедайте» слоги и окончания слов, четко произносите каждый звук. Никогда не подделывайтесь под «детский» язык, не подражайте речи ребенка, не "сюсюкайте" с ним. Особенно четко произносите незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.
2. Простота
Говорите простыми короткими фразами из 2-4 слов.
3. Повторяемость
Одни и те же слова, словосочетания и предложения употребляйте по несколько раз в течение одного занятия, затем повторяйте на последующих занятиях.
4. Богатство
Используйте в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы. Приучайте ребенка смотреть на лицо говорящего, тогда он легче переносит артикуляцию взрослых.
5. Накапливание пассивного словаря
Проговаривайте действия, называния предметов при общении с детьми раннего возраста. При этом заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, "шапка" кепку, косынку, панаму, шляпу. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Не зацикливайтесь на предметах, помните про разнообразие глаголов и прилагательных.
6. Стимуляция речи
Создавайте ситуации, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно. А по мере взросления поддерживайте попытки ребенка рассуждать. Поощряйте стремление ребенка задавать вопросы.
7. Создание благоприятной речевой среды
Организовывайте игры, провоцирующие речевую активность детей. Развивайте познавательные потребности. Обращаясь с ребенком и передавая ему новые знания, формируйте познавательные умения: умение сравнивать предметы друг с другом, анализировать, делать обобщения и выводы; обнаруживать связь между причиной и следствием.
8. Создание дружной атмосферы в семье
Создайте благоприятный климат в семье, располагающий к общению всех членов семьи. Как можно больше общайтесь с ребенком, разговаривайте с ним, отвечайте на его вопросы дома, на улице. Ежедневно читайте ребенку вслух. Просите пересказывать прочитанное, ведите с ним диалог. Обсуждайте увиденное на прогулке: что видишь? кого? что они делают?
9. Своевременное обращение за консультацией к специалисту
Невролог, логопед, педиатр, нейропсихолог— если теряетесь в выборе специалиста, обратитесь к детскому нейропсихологу. Обследование этого специалиста укажет на особенности конкретной ситуации и позволит наметить пути ее решения. В том числе, определит круг специалистов, которые ответственны за помощь в вашем случае.
В нашем центре психического здоровья и психологической помощи "Эмпатия", в шаговой доступности от станций метро Университет, Электрозаводская и Новокосино (г. Реутов), работают специалисты, которые имеют большой опыт лечения психических расстройств. Мы используем самые современные и передовые методики, руководствуемся принципами доказательной медицины. Эффективная помощь и конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну, гарантированы.