Запор является одной из наиболее распространенных физических жалоб и, как сообщается, встречается примерно у 2% населения в Соединенных Штатах, а также у 2,5% мужчин и 4,3% женщин в Японии. Сообщается, что частота запоров у пациентов с психическими расстройствами составляет 20% или 37, что намного выше, чем в общей популяции. Выявленные причины запоров включают снижение активности из-за психических расстройств, ожирение, недостаток пищевых волокон, недостаточное потребление воды и прием психотропных препаратов. Однако частота возникновения запоров из-за психических расстройств и механизм возникновения запоров, включая взаимосвязь с принимаемыми лекарствами, не были полностью исследованы. Таким образом, чтобы понять реальную ситуацию с запором, который является одним из наиболее распространенных физических симптомов амбулаторных психиатрических пациентов, мы исследовали взаимосвязь между проблемами дефекации, фактической дефекацией (частотой и формой стула) и использованием слабительных, а также психиатрическими диагнозами, степенью социального функционирования и назначаемыми психотропными препаратами.
Методы
2.1. Субъекты
Мы провели ретроспективное исследование последовательных пациентов, которые посещали клинику Акебоно (город Исиномаки, Япония) в период с февраля по октябрь 2019 года. Из наших амбулаторных пациентов в исследование были включены 875 пациентов, которые дали общее согласие на использование их клинической информации в исследовательских целях.
2.2. Сбор данных
Проблемы с дефекацией, боль в животе, чувство неполного опорожнения, использование слабительных средств, частота дефекации и характеристики стула в соответствии с Бристольской шкалой (Bristol Stool Form Scale) были исследованы на основе самостоятельно введенного вопросника. Сведения о поле, возрасте, психиатрических диагнозах, лекарствах и степени социального функционирования были собраны из медицинских карт.
Психиатрические диагнозы устанавливались в соответствии с Руководством по диагностике и статистике психических расстройств, 5-е издание (DSM-5). Пациенты с коморбидными психическими расстройствами были классифицированы по категории их основного психического заболевания.
Были выделены нейролептики, успокаивающие средства, антидепрессанты, антихолинергические средства и снотворные средства, поскольку они были наиболее часто назначаемыми лекарствами в нашей клинике. Также было исследовано количество принимаемых психотропных препаратов. Социальное функционирование оценивалось в соответствии с Глобальной оценкой функционирования (GAF).
2.3. Статистический анализ
JMP (версия 13.0; Институт SAS, Кэри, Северная Каролина) использовался для сопоставления данных, статистики и анализа. t критерий Стьюдента, точный критерий Фишера (двусторонний) и критерий хи-квадрат использовались для однофакторного анализа каждого фактора, а P < 0,05 использовался для выявления возможных факторов корреляции со статистической значимостью при однофакторном воздействии. Для выявления возможных факторов корреляции после одномерного анализа использовался многомерный логистический регрессионный анализ, при этом P < 0,05 считался статистически значимым. Пороговое значение для возраста пациента рассчитывалось с помощью кривых характеристик работы приемника (ROC), в которых использование слабительного считалось положительным результатом.
Это исследование проводилось в соответствии с Этическими рекомендациями по проведению медицинских исследований с участием людей и с одобрения Японской ассоциации нейропсихиатрических клиник (№ 2020-2).
3. Результаты
Объектами исследования были 875 пациентов (368 мужчин и 507 женщин), средний возраст которых составил 48 лет для мужчин и 52 года для женщин. Среди мужчин 65% были в возрасте 30-50 лет; среди женщин 49% были в возрасте 30-50 лет и 39% были старше 60.
Наиболее распространенными психиатрическими диагнозами были депрессивные расстройства, за которыми следовали тревожные расстройства, расстройства, связанные с травмой и стрессом, и расстройства развития нервной системы. В целом, у 33% были проблемы с дефекацией, а 18% употребляли слабительные.
Частота употребления слабительного в разбивке по возрастным группам. Сплошная колонка: потребители слабительного. Пустая колонка: те, кто не употребляет слабительное. Частота увеличивается с возрастом (P < .0001). Пациенты в возрасте от подросткового до 90 лет были исключены из-за небольшого размера выборки.
Хотя частота проблем с дефекацией не отличалась среди психиатрических диагнозов, частота употребления слабительных была разной (P = 0,045). Проблемы с дефекацией были значительно чаще среди пациентов, принимавших снотворные средства (P = 0,024), а применение слабительных было значительно чаще среди пациентов, принимавших снотворные и нейролептики (P < 0,0001, P = 0,014 соответственно). Частота употребления слабительных средств составила 14% среди пациентов, принимавших <3 психотропных препаратов, и 23% среди пациентов, принимавших 3 или более психотропных препаратов (P = .0006). Однако не было обнаружено связи между проблемами с дефекацией и количеством лекарств.
Не было обнаружено существенной взаимосвязи между социальным функционированием, оцениваемым GAF, проблемами с дефекацией и использованием слабительного. Форма стула была зарегистрирована в диапазоне от 3 до 5 типов по Бристольской шкале у 86% пациентов.
Выводы
Римские критерии функционального запора широко используются на международном уровне в качестве диагностических критериев запора. Японские рекомендации по лечению хронических запоров 2017 года также включают критерии Rome IV, такие как частота дефекации, твердый стул, натуживание во время дефекации, стойкое ощущение неполного опорожнения и стойкое ощущение затруднения дефекации, в качестве диагностических критериев хронического запора. Однако в реальной клинической практике симптомы запора, о которых сообщают пациенты, различаются, и распространенность запора варьируется в зависимости от определения запора. Кроме того, хотя считается, что частота запоров высока у пациентов с психическими расстройствами, сообщалось, что меньшее количество этих пациентов жалуются на запор, даже когда они запор обусловлен природой самого психического заболевания. Таким образом, чтобы понять фактический статус запора у пациентов с психическими расстройствами, мы должны иметь в виду эти моменты, включая определение запора от приема психофармы.
В настоящем исследовании мы использовали самостоятельно вводимый опросник, который был разработан так, чтобы быть максимально простым для понимания пациентами с психическими расстройствами, и исследовали проблемы с дефекацией, употреблением слабительного и характеристиками стула в соответствии с Бристольской шкалой, чтобы обеспечить максимально объективную оценку.
Распространенность запора среди населения в целом варьируется в зависимости от его определения: если хронический запор определяется как твердый стул, натуживание и / или < 3 стула в неделю, > 25% случаев, распространенность составляет 17,4%. Распространенность хронического запора в соответствии с римскими критериями III составила 24,0%, в то время как объединенная распространенность составила 15,3% в исследованиях с использованием критериев Rome I, 11,2% в исследованиях с использованием критериев Rome II, 10,4% в исследованиях с использованием критериев Rome III и 10,1% при использовании критериев Rome IV.
Сообщалось, что соотношение мужчин и женщин составило 1: 2,2, а распространенность увеличилась у лиц в возрасте 50 лет и старше и резко у лиц в возрасте 70 лет и старше. В настоящем исследовании частота употребления слабительных была значительно чаще у женщин и значительно увеличивалась с возрастом. Однако не было никакой связи между проблемами с дефекацией и возрастом.
Было высказано предположение, что роды являются одной из наиболее распространенных причин высокого уровня употребления слабительных у женщин, а увеличение количества принимаемых лекарств, снижение активности и уменьшение срочности дефекации являются причинами высокого уровня употребления слабительных у пожилых людей.
Поскольку отсутствие физической активности было предложено в качестве фактора риска развития запоров, разумно предположить, что улучшение тяжести психических расстройств и бездействия приведет к улучшению запоров. Сообщалось о взаимосвязи между запором и тяжестью психических расстройств при расстройствах аутистического спектра. В то время как GAF является одной из шкал для оценки психологического, социального и профессионального функционирования лиц с психическими расстройствами, в настоящем исследовании не было выявлено взаимосвязи между проблемами с дефекацией, употреблением слабительных и психологическим, социальным и профессиональным функционированием, оцененным GAF. Необходимо исследовать взаимосвязь между запором и тяжестью психических расстройств, оцениваемых с использованием других шкал оценки симптомов депрессии и тревоги.
В настоящем исследовании проблемы с дефекацией были значительно чаще у пациентов, принимавших снотворные средства, а применение слабительных было значительно чаще у пациентов, принимавших снотворные и нейролептики. Сообщалось, что запор часто возникает как побочный эффект антипсихотических препаратов, особенно у пациентов, получающих клозапин, у которых частота запоров, как сообщается, достигает 31,2% и 54,5% соответственно. В нашем исследовании частота применения слабительных средств была значительно выше (26%) у пациентов, получавших антипсихотические препараты. лекарства. Сообщалось, что существует значительная связь между снотворными средствами и запором у стационарных пациентов с заболеваниями внутренних органов и сердечно-сосудистой системы, предполагая, что запор может возникать как побочный эффект снотворных средств. Поскольку успокаивающие препараты, относящиеся к одному и тому же классу бензодиазепинов, не показали существенной связи с применением слабительных, необходимо провести дальнейшее исследование разницы в частоте запоров среди различных типов снотворных средств. Нарушение сна является одним из распространенных симптомов, обнаруживаемых при различных психических расстройствах. Сообщалось о двунаправленных ассоциациях между депрессией, тревогой и нарушением сна. Следовательно, лечение запора может улучшить нарушение сна и другие психические расстройства, такие как депрессия и тревога.
Одним из ограничений настоящего исследования является то, что в нем не учитывались последствия психических расстройств, поскольку анализ проводился на основе только первичных психиатрических диагнозов.
Настоящее исследование выявило тесную взаимосвязь между употреблением слабительных и психическими расстройствами и лекарствами, но до настоящего времени имеется мало сообщений, в которых исследуется механизм и взаимосвязь между психическими расстройствами и запором. Мы хотели бы продолжить дальнейшие проспективные исследования взаимосвязи между запорами и психическими расстройствами, включая бессонницу, и влияния лечения запоров на психические расстройства.
Помочь Вам готовы более 50 опытных специалистов центра «Эмпатия». Получить эффективную помощь наших психиатров, психотерапевтов, психологов и эндокринолога можно на очном приёме в Москве и Реутове, а также в формате онлайн-консультации в любой точке мира. Отметим, что выписка рецептов по итогам онлайн-приёма возможна!