Психотерапевт центра «Эмпатия» Лилия Сняткова знакомит с основными понятиями схема-терапии и рассказывает, как этот метод может помочь при пограничном расстройстве личности (ПРЛ).
Схема-терапия - это метод, который вырос из семьи когнитивно-поведенческой психотерапии и сочетает в себе элементы других психотерапевтических направлений. Схема-терапия была разработана американским психотерапевтом Джеффри Янгом в 90-х годах прошлого столетия. Она помогает разрешить проблему на трех уровнях: когнитивном, поведенческом и эмоциональном.
У ребенка есть пять групп эмоциональных потребностей: в надежной привязанности (любви, принятии, безопасности, стабильности, поддержке), в свободном выражении своих нужд и чувств, потребность в автономии, потребность в реалистичных границах, потребность в спонтанности и игре. Если человек не получает удовлетворения своих потребностей, то формируются дезадаптивные схемы. Они состоят из убеждений, мыслей, жизненных правил, эмоций, телесных ощущений, воспоминаний и активно формируются в период от 0 до 12 лет. Дезадаптивных схем всего 18, и они разделены по группам в зависимости от неудовлетворенных потребностей.
«Совместно с клиентом мы погружаемся в прошлое и исследуем все потребности, которые не были удовлетворены, и схемы, составляем план для дальнейшей работы. У каждого своя история жизни, и уже с первых сессий психотерапевт использует технику ограниченного родительства и старается удовлетворить базовые эмоциональные потребности клиента. В дальнейшем клиент сам учится их восполнять по мере развития режима «Здоровый взрослый», - отмечает Лилия Сняткова.
При активации дезадаптивной схемы человек впадает в определенное состояние. Это состояние в схема-терапии называют режимом. Режимы бывают детские, критикующие, копинговые и здоровые. У человека с пограничным расстройством личности чаще всего встречаются режимы: уязвимого ребенка (где человек испытывает боль и ужас, страх быть отвергнутым); сердитого и импульсивного ребенка (где преобладает гнев и существуют проблемы контроля); карающего критика (это критик по отношению к себе); отстраненного защитника (чувство опустошенности, отстранение от своих слишком сильных эмоций и отказ от близкого контакта с другими людьми).
Основная терапевтическая цель заключается в том, чтобы сформировать и освоить режим «Здоровый взрослый». В этом режиме человек способен мыслить конструктивно, поддерживает здоровое поведение, берет на себя ответственность, осознает свои возможности и ограничения. «Здоровый взрослый» защищает «уязвимого ребенка» от «внутреннего критика» и уменьшает его влияние, устанавливает границы для «сердитого и импульсивного ребенка», помогает выражать правильно свои потребности, эмоции и ослабить «отстраненного защитника». Психотерапевт помогает справиться с кризисами и саморазрушительным поведением. Для каждого режима используются специальные техники.
«В конечном итоге схема-терапия помогает людям с ПРЛ справляться с постоянно меняющимся настроением, осваивать навыки управления эмоциями, понимать оптимальный способ решения проблем, улучшать отношения с другими людьми и развивать более позитивное представление о себе», - заключила Лилия Сняткова.