Отец античной литературы, Гомер трактует психэ (ψυχῆ), как "бестелесную душу" Действительно, специального органа в человеческом теле, который был бы носителем психэ, у Гомера не имеется.
Согласно представлениям того времени существовали и телесные души, одна из которых фрэн (φρήν) – что означает диафрагма, грудо-брюшная преграда. Здесь локализуются ощущения и чувства человека и его настроение, сознание, память, любовь, ненависть, похоть, радость и т.д. - все это сосредоточено в диафрагме. ( именно от этого слова впоследствии появится термин - шизофрения).
У Гомера имеется также νοῦς ὁ (мысль, ум, замысел,намерение и тоже душа), тяготеющий к рассудочным переживаниям. Кроме этого у Гомера употребляется еще термин тюмос (θῡμός) ὁ (дыхание жизни, жизненное начало, жизнь, воля, душа) , который очень трудно перевести на современные языки, но который тоже имеет отношение к аффекту.
С появлением Милетской школы философов-атомистов впервые появляется попытка материального объяснения души. Алкмеон в V в до н.э. исследовал мозг животных, выделил ряд основных нервных путей и их центров. Он установил локализацию души - мозг.
Платон так же помещает душу в головной мозг, но по чисто метафизическим соображениям: шар, — говорит он, — наиболее совершенная из всех геометрических фигур, и поэтому ясно, почему боги, «подражая форме вселенной, которая кругла, заключили душу в шарообразное тело, то самое, которое мы называем теперь головой, и которое, представляя в нас самую божественную часть, господствует над всеми остальными частями.
Аристотель выступал за единство души. Он считал, что орган души — сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы.
Более поздние авторы, например Гален, уже с уверенностью заявляли о нахождении "души" в головном мозге, при этом не отрицали связи телесного и духовного в человеке, что нисколько не противоречит современным научным взглядам.