Беспокойство по поводу ассоциации между применением препаратов лития во время беременности и врожденными аномалиями у ребенка возникли вскоре после их внедрения в широкую медицинскую практику, что привело к созданию Регистра младенцев лития (Register of Lithium Babies) - базы данных, содержащих добровольные сообщения врачей о влиянии пренатального воздействия лития на плод/новорожденного. Результаты первого анализа регистра позволили предположить, что у детей, матери которых во время беременности принимали литий, риск возникновения врожденных сердечно сосудистых эффектов, особенно аномалии Эбштейна, повышался в 400 раз по сравнению с населением в целом. Однако, в последующих исследованиях было показано, что частота этой врожденной аномалии при приеме лития составляет 0,05%-0,1% и превышает частоту ее развития в общей популяции не более чем в 20-40 раз. Таким образом, абсолютный риск развития врожденных аномалий сердца при применении лития во время беременности достаточно низок. Причем аномалии Эбштейна развиваются только в том случае, когда воздействие лития на плод совпадает по срокам с периодом формирования сердца в процессе органогенеза (преимущественно 3-6 неделя гестации).
При воздействии лития на плод во II и III триместрах возможно развитие зоба. На поздних сроках беременности и в перид родов вследствие изменений фармакокинетики лития повышен риск развития токсических эффектов у матери и плода/новорожденного.
Применение лития может приводить к развитию гипотиреоза (в редких случаях - гипертиреоза) у матери. Литий может усугублять полидипсию и полиурию, которые часто встречаются у беременных, вызывать поражения почек и нефрогенный (несахарный) диабет у беременной. Возможно развитие многоводия.
Токсические эффекты лития обычно проявляются летаргией и синдромом вялого младенца (floppy baby syndrome), для которого характерны респираторные нарушения, цианоз и снижение мышечного тонуса. эти симптомы являются дозозависимыми и развиваются на фоне высокого уровня лития в крови в поздние сроки беременности. обычно они носят легкий и транзиторный характер. Описаны случаи развития у ребенка кардиомегалии,, гипотонии, брадикардии, трепетания предсердий, инверсии зубца Т на ЭКГ, несахарного диабета, гипотиреоза, гепатомегалии, желудочно-кишечных кровотечений, судорог и шока. большинство нежелательных эффектов саморазрешались в течении 12 недель, что совпадает с периодом полувыведения препарата у новорожденных, составляющего 68-96 часов. однако в двух описанных случаях нефрогенный диабет персистировал в течении 2 и более месяцев.
У плодов, подвргшихся воздействию лития, обнаружено повышение в эритроцитах уровня холина, являющегося метаболическим предшественником ацетилхолина. Клиническое значение этого факта непонятно, но, возможно, накопление холина способствует развитию тератогенного эффекта лития, поскольку холин влияет на клеточный транспорт препарата.
Данные о влияни лития на последующее развитие детей крайне ограничены. В двух небольших исследованиях нейроповеденческой токсичности не выявлено. в недавно опубликованном систематическом обзоре, включавшем информацию из электронных баз данных, книг и других источников, определенного заключения о влиянии лития на отдаленные исходы развития детей сформулировать не удалось в связи с недостатком сведений.