Каждый родитель хочет для своего ребенка самого лучшего. И если уж так случилось, что ребенок нуждается в помощи психиатра, то жизненно важно выбрать профессионального и эмпатичного врача, который сможет правильно поставить диагноз и предложить грамотное лечение. Критериев хороших специалистов много, но сегодня остановимся на одном из них - компетентный детский психиатр никогда не назначит маленькому пациенту «корректор поведения» неулептил.
«Неулептил (перициазин) относится к классу типичных антипсихотиков, он активно применялся в прошлом в психиатрической практике для лечения шизофрении, психозов и серьезных поведенческих нарушений. Однако использование этого препарата для коррекции поведения у детей вызывает серьезные опасения с медицинской и этической точек зрения», - отмечает врач-психиатр, детский психиатр «Эмпатии» Альбина Ямбаева.
Почему же малограмотные врачи до сих пор прибегают к «помощи» такого неоднозначного препарата?
«Ответ простой - неулептил дает быстрый эффект, с ним не нужно прилагать усилий для коррекции поведения ребенка. Ребенок становится «удобным», молчит и не мешает родителям, что ошибочно воспринимается как положительное действие «терапии» неулептилом», - поясняет Альбина Ямбаева.
Вместе с тем доктор отмечает: неулептил считается устаревшим препаратом и отсутствует в современных клинических рекомендациях. Кроме этого, он имеет серьезные побочные эффекты и может вызвать следующие проблемы:
- экстрапирамидные нарушения: перициазин, как типичный антипсихотик, может приводить к возникновению двигательных побочных эффектов, таких как тремор, дистония и акатизия, что может серьезно повлиять на качество жизни ребенка;
- седативный эффект: перициазин вызывает сонливость и заторможенность, что снижает активность и способность ребенка к обучению и социальному взаимодействию;
- метаболические нарушения: препарат может способствовать набору веса, изменению уровня сахара и липидов, что особенно опасно для детей, находящихся в стадии роста и развития;
- когнитивные нарушения: перициазин может ухудшать когнитивные функции, включая внимание.
Альбина Ямбаева особо подчеркивает: проблема применения неулептила в детский психиатрии имеет в том числе и этический аспект:
«Проблемы поведения, такие как гиперактивность, агрессия или нарушение социальных норм, часто могут быть результатом воспитательных факторов, социальных условий или других психосоциальных проблем. Использование неулептила для подавления этих симптомов может привести к упрощенному подходу к решению проблемы, вместо поиска и устранения ее причины».
Есть ли альтернативы неулептилу в лечении детей? Альбина Ямбаева уверенно отвечает - да:
«Современные альтернативы - атипичные антипсихотики (например, рисперидон, арипипразол), которые имеют меньший риск серьезных побочных эффектов и более подходящий профиль безопасности для детей».
В ряде случаев предпочтительны немедикаментозные подходы к терапии, например:
- поведенческая терапия — метод, основанный на анализе и изменении моделей поведения ребенка, который доказал свою эффективность в работе с проблемами поведения;
- семейная терапия — позволяет рассмотреть социальные и эмоциональные проблемы ребенка в контексте семейных взаимоотношений и найти более глубокие причины нарушения поведения;
- когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — помогает детям научиться справляться со своими эмоциями и изменять деструктивные модели поведения;
- коррекция режима дня, питания и физической активности — часто поведенческие проблемы связаны с недостатком физической активности или несбалансированным питанием.
«В целом антипсихотические препараты должны использоваться для коррекции поведения у детей, если есть четкие показания к их применению (например, выраженное агрессивное поведение, представляющее опасность для самого ребенка и его окружающих). Побочные эффекты неулептила могут быть крайне серьезными и повлиять на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому мой совет - избегайте врачей-извергов, которые назначают детям неулептил, и обращайтесь только к доказательным психиатрам, работающим по современным стандартам», - заключила Альбина Ямбаева.