Дислексия – определение
Дислексия – это неврологическое расстройство, которое влияет на способность человека читать, писать и понимать письменную информацию. Люди с дислексией испытывают трудности в распознавании и декодировании символов, что может приводить к проблемам с чтением и написанием.
Основным симптомом дислексии является трудность в узнавании букв и слов. Люди с этим расстройством часто путают похожие буквы, например, "б" и "д", или перепутывают порядок букв в словах. Это может вызывать затруднения при чтении, так как слова могут казаться непонятными или совсем незнакомыми.
Однако важно понимать, что дислексия не является следствием низкого интеллекта или недостатка образования. Люди с дислексией могут иметь нормальный или даже высокий уровень интеллекта, но испытывают определенные трудности в области чтения и письма.
Хотя дислексия обычно диагностируется в детском возрасте, она может сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Более того, люди с дислексией могут испытывать и другие проблемы, связанные с обучением и когнитивными навыками, такими как память и внимание.
Несмотря на свои сложности, люди с дислексией могут развивать свои индивидуальные стратегии чтения и письма, чтобы преодолеть трудности и достичь успеха в образовании и профессиональной сфере. Важно поддерживать их и предоставлять соответствующую помощь и поддержку.
Включение обучения в определение дислексии и гипотеза о фонологическом дефиците
В современном мире дислексия стала одной из наиболее распространенных проблем обучения. Ученые и педагоги активно занимаются исследованиями в этой области, чтобы лучше понять причины и механизмы развития этого расстройства. Одной из ключевых теорий, объясняющих дислексию, является гипотеза о фонологическом дефиците. Она предполагает, что основная причина дислексии заключается в нарушении способности ребенка анализировать и распознавать звуки речи.Однако, обучение играет важную роль в определении и диагностике дислексии. Многие исследования показывают, что раннее включение детей в обучающие программы может существенно улучшить их способность читать и писать. Кроме того, такой подход позволяет своевременно выявить возможные проблемы в освоении навыков чтения и письма, что важно для развития ребенка и предотвращения дальнейших трудностей.
Определение дислексии через призму обучения также помогает выявить особенности взаимодействия ученика с окружающей средой. Учителя и специалисты могут обратить внимание на то, как ребенок усваивает информацию, какие методы обучения ему наиболее эффективны, и адаптировать учебный процесс под его индивидуальные потребности. Это в свою очередь способствует успешному преодолению трудностей и повышению мотивации для обучения.
Ключевым аспектом включения обучения в определение дислексии является создание безбарьерной образовательной среды. Это означает, что необходимо предоставить учащимся с дислексией не только подходящие методы и техники обучения, но и учитывать их особенности при организации учебного процесса. Например, использование визуальных средств обучения, адаптация текстов и материалов, индивидуальная работа с учащимися - все это способы, которые могут помочь детям справиться с трудностями и достичь успеха в обучении
Сопутствующие заболевания при дислексии
Сопутствующая патология относится к одновременному возникновению двух (или более) расстройств у одного и того же человека. Совместимость может быть обнаружена между расстройствами в рамках одной диагностической группы, например, расстройством чтения и математическим расстройством (оба нарушения обучения с общими факторами риска), а также между расстройствами из разных диагностических групп, такими как расстройство чтения и поведенческие и эмоциональные расстройства. Показатели сочетания между расстройством чтения и другими нарушениями развития нервной системы сильно различаются, но в среднем около 40% детей с расстройством чтения / дислексией будут иметь и другое расстройство. У многих детей с дислексией проблемы с устной речью выходят далеко за рамки фонологической области. Поскольку осмысленное чтение опирается на языковые навыки, из этого следует, что многие плохие читатели также имеют плохие навыки понимания прочитанного. Таким образом, в то время как при классической дислексии, обусловленной несоответствиями, понимание прочитанного является проблемой лишь постольку, поскольку плохое декодирование представляет собой узкое место для построения смысла, это не относится к детям с дислексией, у которых сопутствующие языковые проблемы; у этих детей также плохое понимание прочитанного.
Некоторые дети с дислексией соответствуют критериям нарушения развития речи (НРР), расстройства, характеризующегося постоянными трудностями в экспрессивной и / или рецептивной речи. Хотя обычно расстройство общения рассматривается отдельно от расстройств обучения, является основным фактором риска развития дислексии. Действительно, Макартур и др. показали, что среди детей со специфическими трудностями чтения (дислексия) около 40% имели значительные языковые нарушения; с другой стороны, дети, которые поступают в школу с нарушением речи, подвергаются высокому риску трудностей с грамотностью. Короче говоря, границы дислексии не являются четкими: у детей с дислексией нередко возникают языковые проблемы, и некоторые дети также соответствуют клиническим критериям НРР. Эти языковые проблемы недостаточно диагностированы, но, вероятно, повлияют на реакцию на вмешательство.
Расстройство нарушение речи - не единственное расстройство, которое сочетается с дислексией. Дислексия также часто сопровождается проблемами с вниманием и координацией. Существует также взаимосвязь между дислексией и нарушением звука речи, социально-эмоциональными и поведенческими расстройствами и проблемами интернализации, такими как тревога и депрессия. Ни одно из этих сопутствующих заболеваний не следует рассматривать как "основные" признаки дислексии, но они могут усложнить как ее проявление, так и реакцию на вмешательство. Важно для настоящего обсуждения то, что после смягчения определения несоответствия и, следовательно, ограничения IQ увеличилось количество "симптомов", сопутствующих дислексии.
Другим расстройством, которое часто сопутствует дислексии, является математическое расстройство (или дискалькулия). Как и расстройство чтения, математическое расстройство классифицируется как специфическое расстройство обучения в DSM5 (Американская психиатрическая ассоциация); оно сопутствует дислексии в 30-70% случаев. Как и чтение, математика также является сложным навыком с множеством компонентов. Совпадение с дислексией велико, потому что многие аспекты математики зависят от вербальных навыков, например, знания чисел, счета, извлечения числовых фактов и решения вербальных задач. Однако математика также включает в себя невербальные навыки; к ним относится способность оценивать количество и сравнивать различные величины. Кроме того, проблемы со счетом были связаны с плохими зрительно-пространственными навыками, слабой исполнительной функцией и дефицитом рабочей памяти; такой дефицит обычно является признаком видов невербальных трудностей в обучении, связанных с более низким показателем IQ. Мы можем рассматривать IQ как широкую меру многих аспектов познания (включая языковые, пространственные навыки и внимание). По статистике, если мы будем настаивать на том, что диагноз "дислексия" может быть поставлен только детям со средним IQ, это сделает дислексию специфическим расстройством (потому что у детей с проблемами речи или внимания IQ в среднем будет ниже среднего, и поэтому им не будет поставлен диагноз "дислексия").
Подводя итог, мы утверждаем, что случаи "специфической дислексии" существуют, и они наиболее очевидны, когда принимается строгое определение несоответствия (чтение хуже, чем ожидалось для возраста и IQ ребенка). Однако, когда от нее отказываются, у детей с нарушениями чтения наблюдается более широкий спектр трудностей. Клиническая и образовательная реальность такова, что для многих детей плохое чтение входит в совокупность трудностей, каждая из которых представляет собой определенное измерение. Как показывает история дислексии, это далеко не новые проблемы; они преследовали дислексию с тех пор, как она была впервые выявлена в 19-м веке.
Диагностика и лечение дислексии
Диагностика дислексии обычно включает в себя различные тесты и оценки, которые помогают выявить основные проблемы, связанные с чтением и письмом. Одним из таких тестов является тест на определение точности чтения и понимания текста, который позволяет определить, на каком уровне находится пациент в этой области. Также проводятся тесты на определение памяти и внимания, так как эти навыки тесно связаны с успешным чтением.
После диагностики врач может предложить ряд индивидуальных методик и подходов для лечения дислексии. Важно отметить, что лечение должно быть комплексным и включать в себя не только работу с психологом, но и с логопедом, педагогом-дефектологом и другими специалистами. Целью такого подхода является развитие не только навыков чтения и письма, но и других когнитивных функций, таких как память, внимание и логическое мышление.
Одним из основных методов лечения дислексии является мульти-сенсорная терапия. Она основана на использовании различных сенсорных стимулов, таких как звук, движение и тактильные ощущения. Такая терапия помогает стимулировать различные области мозга, улучшая функции чтения и письма. Также немаловажным является логопедическая работа, направленная на развитие фонематического слуха и овладение навыками грамотного чтения.
Помимо этого, существуют и другие методики, которые могут применяться при лечении дислексии, такие как компьютерные программы и игры, специальные упражнения на развитие внимания и памяти, а также работы с психологом для повышения самооценки и мотивации пациента.
Подводя итог, можно сказать, что для выявления ребенка, нуждающегося во вмешательстве в чтение, не требуется тщательной комплексной оценки. Необходимо признать, что чтение — это измерение, которое коррелирует с другими навыками, а сопутствующие трудности (сопутствующие заболевания) требуют отдельного лечения.
Помочь Вам готовы более 50 опытных специалистов центра «Эмпатия». Получить эффективную помощь наших психиатров, психотерапевтов, психологов и эндокринолога можно на очном приёме в Москве и Реутове, а также в формате онлайн-консультации в любой точке мира. Отметим, что выписка рецептов по итогам онлайн-приёма возможна!