В 1972 г. Edgell опубликовал данные о 150 больных, которые в общей сложности перенесли 740 терапевтических и хирургических обследований и процедур. Они страдали скрытой депрессией. Все исследователи сходятся на том, что главная трудность правильной диагностики и лечения таких больных заключается в том, что сами больные, как правило, не жалуются на чувство угнетенности, сообщают врачу только физических симптомах, которые их особенно беспокоят. А если учесть, что любой врач и любой трезвомыслящий человек понимает, что, имея в качестве клинических симптомов боли в сердце, непереносимый зуд, запоры или жидкий стул, боли в различных областях тела или головокружения, пациенты вряд ли будут при этом выказывать замечательное настроение, то любые слегка выраженные колебания настроения, легкая апатия, снижение жизненного тонуса, некоторый пессимизм и прочие субъективные жалобы больных будут расцениваться как вполне адекватные, соответствующие реальной ситуации.
Уже из самих названий мы можем понять, что речь идет о трех важнейших качествах данной разновидности депрессий (стертая, туманная, матовая и т.д.: 1) психиатры считают описываемое состояние депрессией; 2) клинические проявления латентной депрессии очень необычны, вплоть до отсутствия клинических признаков пониженного настроения как такового; 3) в самих названиях очень часто упоминаются какие-то соматические феномены. Сделав отметину для себя об особенностях названий данных состояний, попытаемся разобраться, о чем же идет речь. Ученые считают, что количество пациентов со скрытой депрессией раз в 10—20 превышает число больных с явно выраженной патологией. Что же это получается? На каждого депрессивного больного, страдающего тоской, приходится десяток пациентов, не отмечающих у себя признаков депрессии, но не менее опасных для самих себя, чем явные депрессивные больные.
Итак, первая особенность заключается в том, что это состояние есть депрессия, но снижение удовольствия от жизни, притупление красок мира, появление нежелания жить, вплоть до суицидальных размышлений, возникает без четкого и ясного ощущения самого пониженного настроения, тоски, а связывается самим пациентом с теми или иными чисто физическими, как им кажется, расстройствами. Что может сигнализировать о наличии депрессии, которую не осознает сам пациент? Вспомним механизмы протекания депрессии. Один из важных аспектов - суточные колебания синтеза катехоламинов и нейромедиаторов (норадреналина, серотонина, допаминов и т.д.), и как следствие — суточные колебания самочувствия и настроения. Если при обычной депрессии больные обращают внимание врача на ухудшение настроения в ранние утренние часы, то пациенты с маскированной депрессией говорят просто об ухудшении самочувствия утром. Самым клинически ярким проявлением маскированной депрессии являются ее соматические симптомы , исполняющие роль маски. Вместо подавленного настроения болезнь надевает на лицо души больного маску, за которой очень трудно увидеть настоящее лицо заболевшей души.
Соматических нарушений, которыми манифестирует маскированная депрессия, очень много: это разнообразные вегетативные нарушения (та самая пресловутая ВСД) , типичные и не совсем типичные проявления кожных заболеваний (экземы, псориаза, нейродермита), боли в области сердца, учащенное серцебиение и прочие симптомы, связанные с работой сердца, многочисленные нарушения в деятельности желудочно-кишечного тракта с необычными запорами или жидким стулом , астматические и псевдоастматические приступы, мигрени всевозможных сортов, нарушения мочеиспускания и половые дисфункции, снижение аппетита и похудание, головная боль и боль в спине и т.д. Некоторые авторы полагают, что эти симптомы есть проявления растянутого по времени первого соматизированного этапа становления депрессии, который встречается всегда, но в обычных случаях быстро сменяется аффектом тоски.
Самое главное - соматизированные депрессии отлично лечатся современными антидепрессантами. Плохо другое. Много времени, иногда годы проходят до того, как больной попадает к психиатру, устанавливается диагноз депрессии и начинается лечение. А до этого человек ходит от специалиста к специалисту, проходит дорогостоящие и сложные обследования, принимает массу ненужных лекарств и не получает облегчения. Поэтому нужно как больше говорить и писать о подобных состояниях.
В нашем центре психического здоровья и психологической помощи "Эмпатия", в шаговой доступности от метро Электрозаводская (г. Москва) и метро Новокосино (г. Реутов), работают специалисты, которые имеют большой опыт лечения психических расстройств. Мы используем самые современные и передовые методики, руководствуемся принципами доказательной медицины. Эффективная помощь и конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну, гарантированы.