В МКБ-10 есть несколько видов аутизма. Первый - детский аутизм, он же - синдром Каннера. Второй - атипичный аутизм. Третий - Синдром Ретта. Четвертый - высокофункциональный аутизм, он же синдром Аспергера. Для начала поговорим о синдроме Каннера.
Синдром Каннера (детский аутизм)
Это общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до трех лет, и аномальным функционированием в сфере социального взаимодействия, общения (речь, игры) , ограниченного, повторяющегося поведения. В 3/4 случаев также сопровождается умственной отсталостью.
Надо отметить, что, хоть этот синдром и называется детским аутизмом, у взрослых, если он был в детстве, он тоже присутствует. Из-за названия в России принято снимать диагноз детского аутизма при достижении человеком 18 лет, что в корне неправильно, поскольку аутизм остается с человеком до конца жизни. "Детским" он назван не потому, что наблюдается только у детей, а потому, что возникает он в детстве.
Основные критерии для постановки диагноза я выше уже написала, но есть еще несколько. Сюда входят: неспособность установления взаимодействия с ровесниками, отсутствие эмоциональной зависимости. Также дети с синдромом Каннера не могут поделиться радостью с окружающими.
Часто наблюдаются отсутствие или задержка речи, которая (это важно!) не компенсируется знаками или жестами. Аутисты плохо взаимодействуют с другими людьми, очень редко начинают разговор первыми (да им это, в принципе, и не нужно). Их речь является повторяющей и стереотипной, они используют слова и словосочетания неправильно и не там, где нужно. Ролевых игр может не наблюдаться вообще.
Для людей с синдромом Каннера характерна поглощеность специфическими интересами, в которое они уходят с головой (часто это "пунктик", например, на поезда или машиностроение, еще распространена любовь к разынм картам). Они приверженцы нефункциональных поступков. Также при синдроме Каннера присутствуют стереотипии в движениях, позах и мимике; такие люди часто обращают внимание на мелочи (в предметах и игрушках), которые у обычного человека бы вообще не вызвали бы интереса (запахи и шум, издаваемые игрушкой, как пример).
Общаются люди с детским аутизмом скорее симбиотически (даже с родственниками и семьянинами). Смена привычного жизненного стереотипа, появление чего-то нового провоцирует у ребенка агрессивное неприятие и панику. Мимика у них застывшая, взгляд направлен будто в пустоту.
Однако, у многих данные расстройства после 6 лет сглаживаются (хоть и не исчезают вовсе).
https://t.me/psychiatricweb/400