Также было продемонстрировано, что она эффективна в качестве дополнительного средства к медикаментозному лечению серьезных психических расстройств, таких как биполярное расстройство и шизофрения. КПТ была адаптирована и изучена для детей, подростков, взрослых, пар и семей. Ее эффективность также была доказана при лечении непсихиатрических расстройств, таких как синдром раздраженного кишечника, синдром хронической усталости, фибромиалгия, бессонница, мигрень и другие хронические болевые состояния.
Проблемы, вызывающие озабоченность
Истоки когнитивно-поведенческой терапии
Идея разработки этой формы психотерапии укоренилась, когда Аарон Бек начал замечать, что его пациенты с депрессией часто вербализуют мысли, которым не хватает достоверности, и отмечали характерные “когнитивные искажения” в их мышлении. Его эмпирические наблюдения привели его к тому, что он начал рассматривать депрессию не столько как расстройство настроения, сколько как когнитивное расстройство. Основываясь на своих клинических наблюдениях и эмпирических выводах, Бек изложил новую когнитивную теорию депрессии. Он опубликовал книгу "Когнитивная терапия депрессии" (Бек, Раш, Шоу и Эмери, 1979) после публикации исследования, в котором оценивалась и демонстрировалась эффективность когнитивной терапии. Сочетание подробного руководства по протоколу лечения с исследованием результатов стало инновацией в психотерапевтической практике, которая ранее использовалась только поведенческими терапевтами при лечении отдельных поведенческих проблем. Добившись того же результата с помощью более сложного набора клинических вмешательств, включавших когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, Бек впервые разработал модель того, что психологи много лет спустя определили как “эмпирически подтвержденное психологическое лечение”.
Другие клиницисты и исследователи заинтересовались и начали разрабатывать протоколы лечения КПТ и оценивать их эффективность. Были разработаны специальные протоколы лечения некоторых психических расстройств. По мере включения поведенческих стратегий термин когнитивная терапия изменился на когнитивно-поведенческую терапию. Сегодня КПТ является наиболее широко изученной из всех психотерапевтических методик с несколькими протоколами лечения, основанными на фактических данных.
Когнитивная модель
КПТ основана на простой модели взаимоотношений между познанием, эмоциями и поведением, основанной на здравом смысле.
Подчеркиваются три аспекта познания:
- Автоматические мысли;
- Когнитивные искажения;
- Основополагающие убеждения или схемы.
Автоматические мысли
Непосредственные, непреднамеренные интерпретации событий индивидом называются автоматическими мыслями. Автоматические мысли формируют как эмоции индивида, так и его действия в ответ на события. Например, друг может столкнуться с вами в коридоре и не поздороваться с вами. Если у вас возникнет автоматическая мысль “он меня ненавидит” или “Я сделал что-то, что его разозлило”, это, вероятно, повлияет на ваше настроение и заставит вас расстроиться, а также вести себя избегающим образом, когда вы увидите его в следующий раз. С другой стороны, если бы у вас возникла автоматическая мысль: “он спешит”, вы бы не были слишком обеспокоены и не избегали встречи с ним в следующий раз.
КПТ основана на наблюдении, что дисфункциональные автоматические мысли, которые преувеличены, искажены, ошибочны или нереалистичны другими способами, играют значительную роль в психопатологии.
Когнитивные искажения
Ошибки в логике довольно распространены у пациентов с психологическими расстройствами. Они приводят людей к ошибочным выводам. Ниже приведены некоторые когнитивные искажения, которые обычно наблюдаются у людей с психопатологией:
- Дихотомическое мышление: вещи рассматриваются в двух взаимоисключающих категориях без каких-либо оттенков серого между ними;
- Чрезмерное обобщение: взятие отдельных случаев и использование их для широких обобщений;
- Избирательное абстрагирование: сосредоточение внимания исключительно на определенных, обычно негативных или расстраивающих, аспектах чего-либо, игнорируя остальные;
- Дисквалификация позитива: положительный опыт, который противоречит негативным взглядам человека, не учитывается;
- Чтение мыслей: принятие мыслей и намерений других;
- Гадание: предсказание того, как все обернется, до того, как это произойдет.
- Минимизация: положительные характеристики или переживания рассматриваются как реальные, но незначительные;
- Катастрофизация: сосредоточение внимания на наихудшем возможном исходе, каким бы маловероятным он ни был, или мысль о том, что ситуация невыносима или невозможна, когда она просто неудобна;
- Эмоциональное мышление: принятие решений и аргументов, основанных на том, что вы чувствуете, а не на объективной реальности.
Утверждения “Должен”: концентрация на том, что, по вашему мнению, “должно” или “обязано быть”, а не на реальной ситуации, с которой вы столкнулись, или наличие жестких правил, которые вы всегда применяете независимо от обстоятельств.
Персонализация, вина или приписывание: предположение, что вы полностью или непосредственно несете ответственность за негативный результат. При постоянном применении к другим вина заключается в искажении.
Основополагающие убеждения
Лежащие в основе убеждения формируют восприятие и интерпретацию событий. Системы убеждений или схемы обретают форму по мере того, как мы проходим через жизненный опыт. Они определяются как шаблоны или правила обработки информации, которые лежат в основе самого поверхностного слоя автоматических мыслей. Убеждения в КПТ понимаются на двух уровнях:
Основные убеждения
- Основные идеи о себе и мире;
- Самый фундаментальный уровень веры;
- Они глобальны, жестки и чрезмерно обобщены.
Примеры дисфункциональных основных убеждений:
- “Меня нельзя любить”;
- “Я неадекватен”;
- “Мир - враждебное и опасное место”.
Промежуточные убеждения
- Состоит из предположений, установок и правил;
- На их развитие повлияли основные убеждения.
Примеры дисфункциональных промежуточных убеждений:
“Чтобы меня приняли, я всегда должен угождать другим”.
“Я должен быть превосходным во всем, что я делаю, чтобы меня считали адекватным”.
“Лучше всего иметь как можно меньше общего с людьми”.
Клиническое значение
Когнитивно-поведенческая терапия — это структурированная, дидактическая и целенаправленная форма терапии. Это практический подход, при котором терапевт и пациент работают в сотрудничестве с целью изменения моделей мышления и поведения, чтобы вызвать благотворные изменения в настроении пациента и образе его жизни. Она используется для решения широкого круга проблем, и в зависимости от диагноза и проблем, с которыми сталкивается пациент, применяются соответствующие протоколы лечения.
Большинство психотерапевтов, практикующих КПТ, персонализируют терапию в соответствии с конкретными потребностями каждого пациента.
Первым шагом является оценка пациента и начало разработки индивидуальной концепции его / ее. Концептуализация, основанная на модели КПТ, выстраивается от сеанса к сеансу и доводится до сведения пациента в подходящее время на более поздних этапах терапии. Подход к терапии объясняется очень рано, в начале терапии. Проблемы, над которыми пациент хотел бы поработать в ходе терапии, и цели терапии решаются на первом или втором сеансе совместно. Сначала прорабатываются приоритетные проблемы.
Структура каждого сеанса:
Сеанс всегда начинается с краткого обновления и проверки настроения. За этим следует наведение мостов от предыдущего сеанса для установления преемственности. Повестка дня того, о чем будет идти речь на сеансе, составлена совместно, и домашнее задание, которое пациент должен был выполнить между сеансами, просматривается перед тем, как погрузиться в обсуждение какой-либо проблемы. Обсуждаются вопросы повестки дня, сопровождаемые отзывами и краткими изложениями. Сессия заканчивается заданием дальнейших домашних заданий и итоговым резюме.
Примеры КПТ на практике:
Тревога: КПТ часто фокусируется на замене негативных автоматических мыслей, которые могут возникать при генерализованном тревожном расстройстве, и может использоваться отдельно или в комбинации с такими лекарствами, как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, которые обычно относятся к первой линии, поскольку бензодиазепины имеют больший риск неблагоприятных исходов. При лечении панического расстройства КПТ может включать десенсибилизацию к триггерам, провоцирующим тревогу; однако важно отметить, что потенциальным побочным эффектом этого метода является временное умеренное усиление тревоги.
Депрессия: У пациентов с хронической депрессией комбинация КПТ и антидепрессантов более эффективна, чем любое вмешательство по отдельности. У пациентов, которые больше не принимают участия в мероприятиях, которые обычно приносят им удовольствие, КПТ может первоначально сосредоточиться на возобновлении позитивных действий для преодоления инерции.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): Поведенческая терапия является начальным рекомендуемым методом лечения для детей младше 6 лет, в то время как стимулирующие препараты являются рекомендуемым начальным вмешательством при СДВГ у детей 6 лет и старше. Поведенческие методы лечения также рекомендуются детям старшего возраста, особенно если у них слабая реакция или побочные эффекты на лекарства. Поведенческие терапевтические вмешательства включают обучение родителей и поведенческое руководство классом с акцентом на установление четких правил и ожиданий для ребенка с соответствующими поощрениями и наказаниями и ежедневной обратной связью.
Типичные процедуры КПТ включают примерно 60-минутные сеансы, проводимые еженедельно в течение 8-12 недель.
Помочь Вам готовы более 50 опытных специалистов центра «Эмпатия». Получить эффективную помощь наших психиатров, психотерапевтов, психологов и эндокринолога можно на очном приёме в Москве и Реутове, а также в формате онлайн-консультации в любой точке мира. Отметим, что выписка рецептов по итогам онлайн-приёма возможна!