Что такое эпилепсия
Сегодня наука определяет эпилепсию как расстройство головного мозга, характеризующееся стойкой предрасположенностью к эпилептическим приступам, то есть патологической избыточной или синхронной активности нейронов головного мозга. У этого состояния имеются нейробиологические, психологические, когнитивные и социальные последствия. Эпилепсией страдает около 3% населения Земли, причем большая часть случаев дебютирует в подростковом возрасте.
Классификация этого заболевания довольно сложна, так как оно включает в себя и идиопатические (с неизвестной причиной), и органические, и генетические формы, имеет анатомические особенности, также характеризуется приступами с великим множеством клинических проявлений – от моторных до поведенческих. При таком разнообразии течения и симптоматики совершенно естественно, что эпилепсии сопутствуют различные коморбидные состояния, в том числе психические. О них и пойдет речь в этой статье.
Эпилепсия и психические коморбидные состояния
Психические расстройства при эпилепсии, носящие преходящий характер, прежде всего стоит различать по их отношению к возникающим приступам. Они могут выступать в качестве продромального (предшествующего) состояния, как один из компонентов припадка, могут возникать лишь по окончании припадка или проявлять себя в межприступном (интериктальном) периоде. Также могут выступать в качестве кратковременной – в течение нескольких секунд/минут – ауры перед основным приступом.
Связанные с приступом психические нарушения очень разнообразны. Это могут быть расстройства настроения в виде дисфории – сочетания тоски, озлобленности и необъяснимого страха, реже экзальтации. В виде сумереченого сознания, когда человек внезапно начинает чувствовать охваченность своим тягостным состоянием отрешенности от внешнего мира с непоследовательностью мышления и дезориентацией. Иногда такие состояния сопровождаются чувственным бредом, галлюцинациями и амнезией.
Наиболее ярким коморбидным эпилепсии психическим нарушением является психоз, как с помрачением сознания, так и без него. Стойкое помрачение сознания до нескольких суток с галлюцинаторным и бредовым расстройством часто возникает у пациентов после серии генерализованных приступов. Вне связи с приступами чаще возникает эпилептический онейроид, при котором характерны иллюзорные нарушения, чаще всего фантастического характера. Психозы без помрачения сознания представляют широчайший спектр состояний от паранояльных и дисфорических с изменением настроения и бредообразованием до шизоподобных и галлюциноторных.
Также у пациентов с эпилепсией наблюдается сохранение воспоминаний о наиболее ярких переживаниях, чаще всего – галлюцинаторных, имевших место во время эпизодического состояния нарушенного сознания, что способствует формированию резидуального (остаточного) бреда, так называемого феномена Мёлли.
Но есть и постоянные изменения психики и личности, затрагивающие пациентов с различными формами эпилепсии. Такие проявления при типичном течении заболевания дают о себе знать уже в зрелом возрасте, так как требуется время для их возникновения.
Не столь специфичными, но довольно характерными для эпилептиков являются такие изменения мышления, как вязкость, инертность, излишняя обстоятельность. Речь зачастую обедняется и содержит повторы, шаблонные высказывания и несущественные детали. Болезнь затрагивает и эмоциональную сферу, повышая раздражительность, придирчивость и склонность к вспыльчивости. К типичным эмоциональным чертам больных эпилепсией относят утрированную любезность, порой даже льстивость в сочетании с ранимостью и робостью. Комбинации этих качеств приводят к формированию изменений в характере.
Важным и крайне неприятным состоянием является эпилептическое слабоумие. Его степень во многом определяет течение самой эпилепсии, тактику лечения и, конечно же, качество жизни пациентов и близких им людей.
Имеется связь между длительностью заболевания (или количеством приступов) со степенью проявления слабоумия – в случаях идиопатической эпилепсии когнитивные расстройства наступают после длительной болезни.
В формировании эпилептического слабоумия существенную роль играет исходный уровень интеллекта. В случаях, когда приступы не являются частью какого-то синдрома, включающего олигофрению, или не являются следствием органического поражения мозга, слабоумие выражено сильнее и развивается быстрее у пациентов с невысоким интеллектуальным уровнем. У людей с более высокими показателями оно выявляется реже, позже и успешней компенсируется. Это же относится и к изменениям характера – высокий интеллект способствует меньшему проявлению отрицательных и неприятных качеств.
Эпилепсия и депрессия
Такая широкая и разносторонняя связь психических расстройств и эпилепсии объясняется, вероятно, тем, что они являются результатом лежащей в их основе нейрофизиологической патологии головного мозга. Не менее важны тут и социальные факторы, такие как стигматизация и ограничение социальной активности, а также свойство приступов повышать восприимчивость мозга к раздражителям. Этим и обусловлено существенное увеличение частоты психических заболеваний у пациентов с эпилепсией, чем в общей популяции. Наиболее часто встречаются депрессия, биполярное расстройство, тревожные расстройства, а также эпилепсия сочетается с такими нейробиологическими особенностями, как СДВГ и аутизм.
Депрессия – наиболее распространенное коморбидное ментальное расстройство при эпилепсии, влияющее на качество жизни пациентов порой существеннее, чем тяжесть и частота самих приступов. Тем не менее, она нередко остается без внимания, отчасти по вине самих пациентов, не задумывающихся о своем эмоциональном состоянии на фоне тяжелой болезни, отчасти из-за недооценки врачами депрессивных симптомов, а также из-за того, что некоторые антидепрессанты снижают порог эпилептических приступов. Обратным, депрессивным, эффектом могут обладать и противосудорожные препараты. Также некоторые трудности диагностики вызывает само течение депресии на фоне эпилепсии – ее отличительными чертами можно назвать преобладание психотических проявлений над невротическими, повышенную тревожность и часто резкое начало симптоматики. Риск депрессии существенно повышается при отягощенном семейном анамнезе.
Эпилепсия и тревога
Часто эпилепсия сопровождается тревожными расстройствами. Эпизоды тревоги могут быть связаны или нет со временем припадка, а также являться их причиной. Тревожные мысли о том, что приступ может вот-вот начаться, беспокоят большинство больных эпилепсией и являются большой психологической проблемой, стигматизирующей состояние и ограничивающей повседневную активность пациентов. Сама тревога или панические атаки могут вызывать пароксизмальную симптоматику, которую порой можно принять за эпилептический приступ.
Отдельно стоить поговорить о панических атаках и страхе при височной эпилепсии. Доказано участие миндалевидного тела головного мозга (амигдалы) в формировании ощущений страха и тревоги, она же анатомически является частью височного комплекса – источника патологической нейронной активности. Иктальная тревога, сопровождающая приступы таких пациентов, чаще встречается при фокальной (то есть анатомически ограниченной) форме приступов. Такой страх возникает внезапно и клинически может напоминать приступ паники, но при наличии диагноза эпилепсия может быть рассмотрен как пароксизмальный феномен или аура перед припадком. Тем не менее отличить эти проявления бывает достаточно трудно. В сравнении с иктальным страхом, типичные приступы паники длятся дольше. Страх, связанный с приступом, в отличие от панических атак может возникнуть и ночью. Кроме того, иктальные приступы страха более стереотипны, чаще связаны с негативными воспоминаниями или дежа вю, автоматизмами, реже ассоциированы с депрессивными симптомами и тревогой от ожидания приступа.
Нюансы лечения эпилепсии и ментальных расстройств
Наконец, стоит отметить важность аккуратного подбора терапии для пациентов с эпилепсией и различными психическими коморбидными состояниями. Как препараты, используемые в психиатрической практике, так и противосудорожные препараты могут взаимно влиять на течение заболевания. Нарушения психического статуса, в особенности у пациентов с отягощенным анамнезом и лечением большими дозами, могут возникнуть при использовании почти любого антиконвульсанта. Некоторые антидепрессанты снижают порог возбудимости нейронов, что может повысить судорожную готовность.
Риски развития психических побочных эффектов возрастают при отмене противосудорожных препаратов с анксиолитическим и стабилизирующим настроение действием или назначении лекарств, влияющих на свойства ферментов, участвующих в метаболизме психотропных препаратов. Положительные эффекты также имеются. Ламотриджин в правильно подобранных дозах может быть использован как антидепрессант и стабилизатор настроения у пациентов, получающих его как антиконвульсант, а габапентин и прегабалин показали хороший противотревожный эффект.
Данные о связи эпилепсии с психическими расстройствами продолжают собираться и ежегодно обновляются. Совершенно очевидно, что раннее выявление и грамотное лечение расстройств психики у пациентов с эпилептическими припадками существенно улучшает качество их жизни, снижает риск суицида и способствует лучшему контролю за припадками, а внимательное отслеживание психотропных эффектов противосудорожных препаратов поможет сформировать принципы комплексной терапии и улучшить комплаентность лечения.
Помочь вам и вашим близким готовы более 50 опытных специалистов центра «Эмпатия». Получить эффективную помощь наших психиатров, психотерапевтов, психологов, неврологов и эндокринолога можно очно в Москве и Реутове, а также в онлайн-формате в любой точке мира. Отметим, что выписка рецептов по итогам онлайн-приема возможна!