Тревога описывает некомфортное эмоциональное состояние, характеризующееся внутренним смятением и страхом перед ожидаемыми будущими событиями. Тревога тесно связана и перекрывается со страхом, реакцией на предполагаемые и реальные угрозы. Беспокойство часто приводит к нервозности, размышлениям, расхаживанию и соматизации. Каждый человек испытывает беспокойство, потому что это развитая поведенческая реакция, готовящая человека к обнаружению угроз и борьбе с ними. Тревога становится патологической, когда она настолько подавляющая, что возникает постоянный дистресс, снижение качества жизни и нарушение обычной основной жизнедеятельности.
Тревожные расстройства являются наиболее распространенными психическими расстройствами у детей и часто недооцениваются. Нелеченные тревожные расстройства у детей могут значительно ухудшить качество жизни, привести к сопутствующим психиатрическим заболеваниям и помешать социальному, эмоциональному и академическому развитию. Взрослые с тревожностью также испытывают более низкое качество жизни, чем те, у кого нет тревожных расстройств, и тяжесть тревоги может повлиять на повседневное функционирование.
Тревожное расстройство при разлуке (ТРПР) является одним из наиболее распространенных тревожных расстройств детского возраста. ТРПР включает в себя значительный стресс, когда ребенка неожиданно разлучают с домом или близким человеком. ТРПР - это преувеличение нормальной в остальном тревожности и проявляется в виде чрезмерных забот, беспокойства и даже страха перед фактической или ожидаемой разлукой с близким человеком или домом.
Хотя тревога при разлуке является подходящим с точки зрения развития феноменом, расстройство проявляется с неподходящей интенсивностью в неподходящем возрасте или в неподходящем контексте. В Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM), издание 4, диагноз САР ставился только детям и подросткам. Однако в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств, издание 5 (DSM-5), диагноз был расширен, чтобы включить взрослых, у которых впервые был диагностирован ТРПР во взрослом возрасте. Одним из отличий у детей с диагнозом "тревога разлуки" по сравнению со взрослыми является тип задействованных фигур привязанности. В случае детей фигурами привязанности обычно являются взрослые, такие как родители, в то время как взрослые испытывают беспокойство из-за фактической или ожидаемой разлуки с детьми, супругами или романтическими партнерами.
Соответствующая развитию тревога при разлуке проявляется в возрасте от 6 до 12 месяцев. Эта нормативная или физиологическая тревога при разлуке остается стабильно наблюдаемой примерно до 3-летнего возраста и, при нормальных обстоятельствах, впоследствии уменьшается. Соответствующая уровню развития тревога при разлуке в конечном итоге проходит по мере того, как у ребенка развивается большее чувство автономии, когнитивные способности и понимание того, что разлученная фигура привязанности вернется.
Более значительная, чем ожидалось, продолжительность или интенсивность симптомов тревоги при разлуке у детей или развитие этого расстройства у детей старшего возраста, подростков или взрослых составляет ТРПР. Это расстройство серьезно влияет на качество жизни и функционирование в нескольких областях, включая учебу, работу, социальные взаимодействия и близкие отношения. ТРПР - это тревожное расстройство, которое может привести к ухудшению психического и физического здоровья, включая чрезмерное беспокойство, нарушения сна, неоправданный стресс в социальных условиях, плохую успеваемость и соматические жалобы.
Причина возникновения
Этиология большинства психиатрических состояний включает различные степени и типы биологических, психологических и социальных факторов. Хотя психологические факторы особенно влияют на развитие тревожных расстройств, патологическая тревога имеет множество биологических компонентов. Изучение моделей наследования выявило общую семейную агрегацию среди основных тревожных расстройств. Исследования близнецов продемонстрировали более сильные паттерны наследования у монозиготных близнецов, чем у дизиготных, что указывает на генетический компонент развития патологической тревоги. Хотя изучение тревожности и взаимодействий генов и окружающей среды ограничено, известно, что эпигенетические механизмы, в частности метилирование ДНК, способствуют опосредованию факторов транскрипции генов, связанных со стрессом, которые могут лежать в основе развития патологической тревожности.
Ученые-бихевиористы внесли значительный вклад в раскрытие психологических механизмов, способствующих возникновению тревоги, в частности, тревоги разлуки. Условные реакции на усвоенный страх более значимы среди лиц с тревожными расстройствами по сравнению с контрольной группой, что объясняется двумя вероятными механизмами: во-первых, существует большая возбуждающая обусловленность сигналами опасности, и, во-вторых, нарушена тормозящая обусловленность сигналами безопасности.
Теория привязанности описывает потребность ребенка в развитии отношений с опекуном для нормального социального и эмоционального развития. В теории привязанности существует 4 основных стиля привязанности: надежная привязанность, привязанность, вызывающая тревогу и избегание, неорганизованная привязанность и тревожно-амбивалентная привязанность. Тревожно-амбивалентная привязанность - наиболее распространенный стиль привязанности для людей с ТРПР. Распространенным симптомом тревожно-амбивалентной привязанности является беспокойство, когда опекун отсутствует, и ограниченное облегчение, когда опекун появляется вновь.
Эволюционно нормальная тревога при разлуке, вероятно, обеспечивала преимущества для выживания, учитывая альтруизм человеческого вида. Тревога при разлуке - это универсальная фаза человеческого развития, которая обычно возникает в возрасте до 1 года, достигает максимума между 9 и 18 месяцами и проходит примерно к 2,5 годам. Повторное возникновение преходящей тревоги при разлуке часто встречается у детей, когда они впервые идут в школу, что можно считать нормальной реакцией. Однако обусловливание этой реакции может привести к развитию ТРПР, особенно при обусловливании в течение нескольких недель.
Родительское поведение подразумевает влияние разных поколений на развитие детской тревожности. Эти родительские поведенческие системы включают опосредованное обучение, социальные ссылки и моделирование родительской тревожности. Кроме того, чрезмерно защитный и чересчур критичный стиль воспитания, реакция родителей на тревогу ребенка и приспособление семьи к тревоге ребенка - все это способствует формированию и развитию детской тревоги. Дети родителей, страдающих депрессией и тревожными расстройствами, подвергаются более высокому риску развития депрессивного или тревожного расстройства.
Распространенность
Тревожные расстройства относятся к числу наиболее распространенных психических расстройств у детей, их распространенность, по оценкам, составляет от 5 до 25% во всем мире. ТРПР является наиболее часто диагностируемым тревожным расстройством у детей, на которое, как говорят, приходится 50% обращений за психиатрическим лечением, связанным с тревогой. Распространенность ТРПР оценивается в 4% в популяционных исследованиях с увеличением до 7,6% в клинических образцах у детей. Клинические данные свидетельствуют о том, что у 4,1% детей будет проявляться клинический уровень тревоги при разлуке, причем примерно у трети сохраняется во взрослой жизни, если не лечить.
Средний возраст начала заболевания составляет примерно 6 лет, что делает его одним из самых ранних тревожных расстройств, проявляющихся у детей. В исследовании, проведенном в Соединенных Штатах, было обнаружено, что ТРПР имеет самую высокую распространенность в течение жизни - 6,7% от всех тревожных расстройств, если исключить специфические и социальные фобии. Распространенность ТРПР у взрослых в течение жизни составляет 6,6%, причем 77,5% пациентов сообщают о начале во взрослом возрасте.
Биологические проявления
Нейроанатомически миндалина классически ассоциируется с провоцированием реакции страха при стимуляции. Миндалина и другие нейроциркуляторные системы, связанные со страхом, могут иметь нейроанатомию, сходную с нейроциркуляцией тревоги. Миндалина и ее связи с лобной корой головного мозга (периринальная кора, вентролатеральная префронтальная кора, передний островок) получили наибольшее внимание. Поскольку миндалина является частью лимбической системы, другие структуры лимбической системы, вероятно, способствуют развитию тревоги, при этом особый интерес представляет гиппокамп, поскольку он играет важную роль в обучении страху и его исчезновении. Исследования функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) показали, что гипофункция префронтальной коры и передней поясной извилины связана с эмоциональной дисрегуляцией и когнитивной дисфункцией у людей с тревогой.
Активация нейроциркуляции страха с предполагаемым перекрытием нейроциркуляции тревоги включает высвобождение различных нейрохимикатов, которые приводят к симпатической стимуляции. Классически характеризуемая как реакция "сражайся или беги", эта симпатическая реакция эволюционировала, чтобы быть адаптивной и обеспечивать быструю поведенческую реакцию, позволяющую избежать реальной или предполагаемой опасности. Однако эта реакция может быть обусловлена чрезмерной активацией, приводящей к патологической тревоге, даже когда подверженность угрозе невелика или должна быть низкой. Нейрохимических веществ, участвующих в выработке реакции "дерись или убегай", много, и они включают норадреналин, адреналин, кортизол, нейростероиды и вазопрессин. Дофамин, вероятно, играет модулирующую роль в возникновении тревожноподобного поведения. Низкая активность постсинаптических серотониновых 5-HT1A рецепторов способствует патологической тревоге, что привело к разработке фармакотерапии, пытающейся модулировать эти рецепторы для уменьшения тревоги.
Оценка и диагностика тревожного расстройства при разлуке
Лицо, осуществляющее уход за ребенком, обычно побуждает к изучению потенциального ТРПР, потому что ребенок "неразлучен", что создает помехи основной жизнедеятельности либо лица, осуществляющего уход, либо ребенка. Исследование влияния поведения ребенка на основную жизнедеятельность (например, школьную или домашнюю жизнь) может быть использовано для получения информации о том, где чаще всего проявляются симптомы и их серьезности. Академическая успеваемость — это жизненная активность, на которую чаще всего влияет детский ТРПР. Если ТРПР не является основной заботой лица, осуществляющего уход, все равно важно исследовать академическую успеваемость ребенка. Важно узнать обо всех условиях, при которых возникает тревога при разлуке, возрасте при появлении симптомов и о том, ухудшаются ли симптомы в какой-либо конкретной ситуации. Лиц, осуществляющих уход, также следует спросить, не выражал ли ребенок словами катастрофизм, включая крайний страх, что его могут похитить или серьезно ранить в отсутствие лица, осуществляющего уход, или что у лица, осуществляющего уход, будет серьезная болезнь, травма или смерть в отсутствие ребенка.
Получение истории развития и социального анамнеза может прояснить диагностическую картину, предоставляя контекст для факторов риска ТРПР у пациента. Исследование жизненной ситуации ребенка и отношений с его опекуном (-ами) может прояснить ситуацию, если пациент испытывал нестабильность со стороны опекуна (-ов) в раннем возрасте, и в конечном итоге дать ключ к пониманию стиля привязанности, который развился у ребенка со своим нынешним опекуном (-ами). Важно собрать историю травм для пациента и опекуна на предмет выявления случаев сексуального и физического насилия, особенно если ребенок, возможно, пережил неблагоприятное событие в отсутствие опекуна (-ов) и боится, что это повторится. Хотя САР обычно является психическим заболеванием в первый раз в жизни, скрининг на наличие прошлого психиатрического анамнеза остается важным, главным образом потому что тревожные расстройства у детей часто являются сопутствующими.
Получение семейного психиатрического анамнеза может выявить родителя или опекуна с тревожным расстройством, которое несет генетическую нагрузку и может быть источником поведенческого моделирования для обучения ребенка тревожному поведению. История развития может показать, находится ли пациентка в настоящее время на стадии, соответствующей ее возрасту в плане развития. Если у пациентки задержка в развитии, по возможности следует получить внутриутробный анамнез и историю родов. История болезни пациента может помочь отличить реальную физическую боль и соматизацию от сильной тревоги. Наконец, при необходимости беседа с ребенком наедине может непосредственно выявить симптомы, которые испытывает ребенок.
При опросе взрослого человека с потенциальным САР хорошей отправной точкой является понимание того, с кем взрослому пациенту трудно расстаться. Если пациенту трудно расстаться с романтическим партнером, получение истории свиданий пациента может оказаться показательным. Несмотря на важность, следует соблюдать осторожность при получении истории травмы. Пациентам может быть трудно говорить о физическом и сексуальном насилии в прошлом, особенно если оно было со стороны прошлого или нынешнего романтического партнера. При необходимости и с согласия пациента получение дополнительной информации от человека, с которым пациенту трудно расстаться, может дать более четкое представление о тяжести симптомов.
Обследование психического статуса завершается в рамках психиатрической экспертизы и имеет различное представление в ТРПР, но следует тщательно рассмотреть следующие области:
Поведение: как меняется поведение пациента при объединении и разлучении с тем, кто за ним ухаживает? Есть ли у пациента тревожное поведение, такое как постоянное движение, дрожь и мелкий тремор? Существует ли цепляющееся поведение, например, требующее физического контакта с лицом, осуществляющим уход?
Речь: Напуган ли тон пациента, когда он говорит о разлуке с опекуном? Просит ли пациент разрешения у опекуна говорить?
Аффект: всегда ли пациент испытывает беспокойство или облегчение, находясь в физической близости с лицом, осуществляющим уход?
Содержание мысли: присутствует ли катастрофизация (т. е. мысли о смерти или уходе опекуна, если разлука вынужденная)?
Контроль импульсов: ожидается, что у людей с ТРПР контроль импульсов будет слабым.
Понимание: Понимание детей, вероятно, будет недостаточным, но взрослые с ТРПР могут быть в состоянии понять, что их поведение неадаптивно, и это следует оценивать индивидуально.
Временное повторное появление тревоги разлуки, когда дети впервые посещают школу, имеет решающее значение для прогнозирования нормальной ремиссии тревоги разлуки по сравнению с развитием ТРПР. Физическое разлучение детей с родителями для участия в академических мероприятиях является наиболее распространенной подсказкой для выявления ТРПР, как правило, значительно ухудшает функционирование школы, поскольку многие дети могут демонстрировать деструктивное поведение до воссоединения со своим опекуном или вообще отказываться посещать школу. По оценкам, 75% детей, страдающих ТРПР, ведут себя так, будто отказываются от школы. Эти формы поведения варьируются, но могут включать отказ входить в здание школы после прибытия, физическое цепляние за родителей, крик при попытке разлучения и озвучивание соматических симптомов, таких как головная боль, "боль в животе" или другие виды заболеваний.
Из-за тяжести тревоги при разлуке дети могут отставать в курсовой работе или значительно пропускать занятия, что ухудшает их способность надлежащим образом успевать в школе. Кроме того, они могут оказаться изолированными от школьных сверстников, и в семье может развиться конфликт, если родители будут разочарованы состоянием своего ребенка.
Тревога при разлуке может также возникать в домашних условиях. Распространенные проявления дома включают в себя то, что ребенок боится оставаться в комнате один, отказывается спать один, а также следит за лицом, осуществляющим уход, или цепляется за него. Когда ребенка разлучают с опекуном, может возникнуть аналогичная сильная тревога, включая плач и вопли. Эти симптомы могут стать серьезным бременем для воспитателя, который может чувствовать себя подавленным чрезмерными требованиями своего ребенка к вниманию и ограничением личной жизни.
Другим распространенным печальным симптомом является повсеместное беспокойство о том, что в случае разлуки опекуну может быть причинен вред, что приводит к сильному дистрессу и ночным кошмарам. Точно так же ребенок может беспокоиться о том, что его потеряют, похитят или с ним, случится несчастный случай, если его разлучат с тем, кто за ним ухаживает. Когда дети расстроены и их вынуждают разлучать, они могут проявлять агрессию по отношению к человеку, который разлучает их с опекуном. Находясь в физической разлуке, взрослые с ТРПР, скорее всего, прибегнут к звонкам, текстовым сообщениям или использованию других технических средств для общения со своим любимым человеком. Часто человек, страдающий ТРПР, воспринимается как имеющий чрезмерные требования и может быть источником разочарования для членов семьи или лица, осуществляющего уход, что приводит к дальнейшему негодованию и семейному конфликту, увековечивая течение заболевания.
Лица с подозрением на ТРПР должны быть направлены на психиатрическое обследование, и, если возможно, оптимальным является обследование у детского и подросткового психиатра. Первоначальными целями являются установление взаимопонимания с пациентом, получение подробной исторической информации от пациента и лиц, осуществляющих уход, и проведение обследования психического статуса. Для постановки официального диагноза следует провести оценку по применимым диагностическим критериям DSM-5-TR.
Тревожное расстройство при разлуке по критериям DSM-5-TR
1. Неадекватная по развитию и чрезмерная тревога при разлуке с тем, к кому человек привязан, о чем свидетельствуют по крайней мере 3 из следующих:
- Повторяющийся чрезмерный стресс, связанный с фактической или ожидаемой разлукой с домом или фигурами привязанности;
- Постоянное и повсеместное беспокойство по поводу потери фигуры (ов) привязанности или возможного вреда, причиняемого им, такого как болезнь, травма, стихийные бедствия или смерть;
- Постоянное и повсеместное беспокойство о том, что пациент переживет неблагоприятное событие и приведет к длительной или постоянной разлуке;
- Нежелание выходить из дома, например, в школу или на работу, из-за страха разлуки;
- Отказ оставаться одному дома или в других условиях;
- Отказ спать, не находясь рядом с фигурой (ами) привязанности;
- Повторяющиеся кошмары о разлуке;
- Повторяющиеся физические симптомы, когда происходит или ожидается разлука.
2. Симптомы должны длиться не менее 4 недель у детей и подростков, но обычно проявляются в течение 6 месяцев или более у взрослых.
3. Расстройство вызывает клинически значимое нарушение основной жизненной функции (например, академических или профессиональных функций).
4. Симптомы не лучше объясняются другим психическим заболеванием.
Терапия
Надлежащее лечение и тактика ведения ТРПР часто зависят от тяжести симптомов. В случае легких симптомов может быть достаточно просвещения пациента и родителей, поддержки и ободрения, чтобы помочь пациенту возобновить нормальную деятельность. Следует поощрять поддержание регулярного режима питания, сна и физических упражнений с устранением непоследовательных процедур. Симптомы тревоги следует пересмотреть с помощью проверенных инструментов скрининга для отслеживания изменений. Когда требуется лечение, рекомендуемой терапией первой линии является когнитивно-поведенческая терапия. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) обычно назначаются и, как известно, успешно справляются с тревожными расстройствами; однако не существует лекарств с маркировкой FDA для лечения ТРПР.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
КПТ считается методом лечения ТРПР первой линии и является оптимальным выбором из-за его эффективности и низкого риска побочных эффектов. КПТ должна включать методы, включающие психообразование, изменение неадаптивных моделей мышления и постепенное воздействие ситуаций, провоцирующих тревогу. Эффективная КПТ обычно требует 10-15 амбулаторных сеансов (по 60-90 минут каждый) с отработкой недавно приобретенных навыков дома. Режим лечения может быть сокращен или продлен в зависимости от тяжести симптомов и сопутствующих факторов. Примечательно, что до 44% педиатрического населения, получающего КПТ от тревожных расстройств, не улучшается.
Постулируется, что эффективность экспозиционной терапии помогает увеличить частоту ответов на лечение. Субъективные отчеты и измерения частоты сердечных сокращений являются ненадежными показателями дистресса или эмоционального возбуждения во время воздействия. Надежным и альтернативным методом точного измерения дистресса во время экспозиционной терапии является электрокожная активность (ЭДА). ЭДА специфична для симпатического возбуждения и измеряет активность эккринных потовых желез. Более высокий ЭДА указывает на большее эмоциональное и физиологическое возбуждение. Физиологическое возбуждение во время экспозиционной терапии является самым сильным предиктором ответа на лечение. Физиологическое возбуждение отрицательно предсказывает частоту ответов, при этом в одном исследовании сообщалось, что высокое физиологическое возбуждение предсказывало более слабый ответ на лечение кратковременной КПТ.
Комбинированная терапия с КПТ и СИОЗС
Хотя в различных отчетах описывается улучшение ТРПР с помощью фармакотерапии, не существует лекарств с маркировкой FDA для лечения ТРПР, а высококачественные (двойные слепые, плацебо-контролируемые) исследования отсутствуют. В некоторых исследованиях сообщается, что КПТ и СИОЗС одинаково эффективны для детей с тревожными расстройствами; в других сообщается, что КПТ превосходит фармакотерапию по некоторым показателям. Более свежие данные свидетельствуют о том, что комбинированное лечение КПТ и СИОЗС более эффективно, чем любое из них по отдельности, при этом до 81% детей с тревожными расстройствами, получавших сертралин и КПТ, классифицируются как отвечающие на терапию, по сравнению с 60% ответов на терапию только КПТ и 55% ответов на терапию только сертралином. Интересно, что у пациентов, получавших фармакотерапию плацебо, частота ответов составляла 23%.
В рандомизированном контрольном исследовании, опубликованном в 2008 году, сообщалось о превосходстве комбинированной терапии КПТ и СИОЗС, обусловленном синергетическими эффектами двух методов лечения. В исследование были включены дети с тревогой от умеренной до тяжелой степени и не сообщалось о каких-либо существенных побочных эффектах при использовании СИОЗС. Они пришли к выводу, что КПТ и сертралин, либо в комбинации, либо в виде монотерапии, были эффективны для лечения тревожных расстройств у детей, включая ТРПР; однако комбинированная терапия превосходила любую из них по отдельности.
Авторы недавнего систематического обзора, оценивающего сравнительную эффективность и безопасность КПТ и различных фармакотерапевтических средств для лечения тревожных расстройств у детей, сообщили, что СИОЗС и ингибиторы обратного захвата серотонина и норэпинефрина (SNRI) улучшали симптомы тревоги по сравнению с плацебо. Эффективность бензодиазепинов и трициклических антидепрессантов (ТЦА) подтверждалась недостаточными или некачественными доказательствами для лечения этих расстройств. Поэтому бензодиазепины и ТЦА не рекомендуются для лечения тревожных расстройств у детей.
Дифференциальный диагноз
Для постановки точного диагноза необходима правильная идентификация вызывающего тревогу стрессора. В случае ТРПР основным стрессором является то, что пациент находится вдали от своей фигуры привязанности. Связанная с этим тревога может проявляться аналогично другим тревожным расстройствам, которые включают генерализованное тревожное расстройство, социальное тревожное расстройство, специфическую фобию и паническое расстройство. Кроме того, у пациентов могут наблюдаться множественные тревожные расстройства. Чтобы помочь в постановке точного диагноза у детей, для оценки рекомендуется использовать SCARED, поскольку с его помощью можно отличить различные тревожные расстройства от других. Взрослые с ТРПР могут иметь симптомы и черты, связанные с пограничным расстройством личности, включая страх быть покинутым, тревожность и неуверенность в разлуке.
Прогноз
Продольное исследование, в котором изучались симптомы тревоги у 242 участников со средним возрастом 10 лет, показало, что у 56% был повышенный показатель страха при 1-летнем наблюдении и у 32% были повышенные показатели при 3-летнем наблюдении. У восьми процентов участников этого исследования было неустойчивое течение.
В большинстве исследований сообщается, что тревожные расстройства, как правило, имеют хроническое и непрекращающееся течение, если их не лечить. Считается, что при лечении тревожные расстройства детского возраста имеют хороший прогноз, но долгосрочные продольные данные, подтверждающие это утверждение, ограничены. В 4-летнем исследовании, оценивавшем подростков и молодых взрослых с детскими тревожными расстройствами, сообщалось, что только у 21,7% пациентов была стабильная ремиссия, у 48% случился рецидив, и 30% были "хронически больны" на 4-летней отметке. Назначенное лечение в исследовании (СИОЗС, КПТ, СИОЗС плюс КПТ или плацебо) не коррелировало с вероятностью ремиссии.
В метаанализе 2013 года говорится, что детский диагноз ТРПР значительно увеличивает риск панического расстройства и других тревожных расстройств во взрослой жизни. Исследователи не обнаружили связи между ТРПР в детстве с глубокой депрессией или расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ во взрослом возрасте. Последнее открытие прямо противоречит другим исследованиям, которые предполагают связь между тревожными расстройствами в детстве и депрессией и расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ во взрослом возрасте. Однако эти исследования не изучали исключительно тревогу при разлуке.
Осложнения
Тревожные расстройства детского возраста связаны с прогулами в школе и неуспеваемостью в учебе в молодом возрасте. Тревожные расстройства также приводят к значительным функциональным нарушениям и экономическим издержкам из-за снижения продуктивности лиц, осуществляющих уход, и лечения.
Недавнее исследование показало более высокие нарушения в зрительно-пространственной рабочей памяти, семантической памяти, устной речи и написании слов у детей с тревожными расстройствами. Примерно у 83% детей, обследованных в этой группе, был поставлен диагноз ТРПР (после формального диагностического интервью с врачом), но у большинства детей было более одного расстройства, связанного с тревогой. Дети с более высокой степенью тревожности плохо справлялись во всех тестируемых областях, которые включали зрительно-пространственную рабочую память, обработку логических выводов, чтение слов, понимание письма, копируемое письмо и семантическую беглость речи. Это исследование предполагает, что у некоторых детей с тревожными расстройствами присутствует дефицит памяти и языка, а тяжесть и количество диагнозов тревоги коррелируют с более низкими показателями в области памяти и языка.
Недавние исследования также показали связь между ТРПР и расстройствами личности взрослых. Одно исследование показало, что у взрослых пациентов с ТРПР и повышенной тревогой при разлуке в раннем возрасте наблюдались более высокие показатели расстройства личности кластера С по сравнению с теми, у кого не было повышенной тревоги при разлуке в раннем возрасте. Кроме того, страх быть покинутым является перекрывающимся симптомом пограничного расстройства личности.
О тревожном расстройстве также сообщают как о факторе риска суицидальности, даже после контроля сопутствующих психических расстройств и жизненного стресса. Оценки риска, связанного с населением, предполагают от 7 до 10% риска суицидальности у пациентов-подростков с тревожными расстройствами.
Помочь Вам готовы более 50 опытных специалистов центра «Эмпатия». Получить эффективную помощь наших психиатров, психотерапевтов, психологов и эндокринолога можно на очном приёме в Москве и Реутове, а также в формате онлайн-консультации в любой точке мира. Отметим, что выписка рецептов по итогам онлайн-приёма возможна!