Этот четверг для всех сотрудников «Эмпатии» не очередной хмурый ноябрьский день, а очень яркая и волнительная дата, ведь сегодня юбилей отмечает наш любимый руководитель и вдохновитель, человек с большим сердцем и невероятным багажом знаний и опыта, один из лучших психиатров России - Надежда Вячеславовна Панова! В такой важный день Надежда Вячеславовна рассказала о своем пути в медицине и о том, как начиналась «Эмпатия»:
«Про меня нельзя сказать, что я влюбилась в психиатрию и решила связать с ней свою жизнь уже в медвузе. В те времена - лихие 90-е - влюбляться в этом смысле было но во что. Психиатрия была жутким и беспросветным мраком. Не было современных антипсихотиков, пациентов лечили старыми препаратами (вспоминаем шутки про галоперидол). Да, они купировали психоз, но ни о каком качестве жизни после такого «лечения» речи не шло - в лучшем случае все кончалось текущими слюнями и тремором, но многие пациенты становились в итоге инвалидами. Психиатрические стационары можно было снимать в фильмах ужасов. Это что касается так называемой большой психиатрии - шизофрении, эпилепсии, деменций. О существовании «малой» психиатрии, более «нормальных» расстройств вроде депрессии и тревожных расстройств, речи вообще не шло - этому не учили и это не лечили.Одним словом, медицинскую специальность я получила в сфере, далекой от психиатрии. Но начав работать врачом, я столкнулась с интересной ситуацией - пациенты, которых я всегда выслушивала и для которых не скупилась на слова поддержки, признавались, что хорошее отношение и эмпатичность со стороны медработника уже заставляют их чувствовать себя лучше. То есть доброе слово в буквальном смысле лечит. Размышления на эту тему привели меня к решению стать психотерапевтом. Было очевидно, что людям очень не хватало психотерапевтической помощи, и они инстинктивно искали ей замену, которую услужливо предлагали всевозможные экстрасенсы, оккупировавшие телеэкраны и стадионы для своих массовых «магических» и «исцеляющих» сеансов.
Однако стать психотерапевтом оказалось не так просто - сначала требовалось пройти курс психиатрии. Как раз в это время в России стали появляться современные антидепрессанты, антипсихотики. Ситуация в психиатрии начала меняться, во мраке забрезжил свет. Это давало мотивацию развиваться, погружаться в прогрессивную литературу, учиться работать с современными препаратами.
В итоге я стала и психиатром, и психотерапевтом, и наркологом. Работала и с детьми, и со взрослыми, и с пожилыми. Принимала пациентов в поликлинике, при необходимости выезжала к ним в составе психбригады. Я была довольна своей работой, хотя государственная медицина предлагала далеко не самые достойные условия. Но как оказалось, может быть еще хуже - нагрянула оптимизация здравоохранения. Рабочее время приема порезали на 15-минутные интервалы, в которые должны были уложиться все пациенты вне зависимости от состояния. Для приема острых пациентов времени не выделялось (приходите через месяц, когда будет свободное «окошко»). У врачей отняли время на перерывы, вдумчивое заполнение документов. Качество работы никого не волновало. Система показала свою бесчеловечность, но всю ее бездушность я прочувствовала, когда однажды перед самым закрытием поликлиники на прием пришла женщина с мужем, демонстрировавшим суицидальное поведение. Человеку требовалась срочная госпитализация, а «оптимизированной» системе - соблюдение графика работы. В итоге я получила выговор за то, что задержала закрытие поликлиники. «И вообще ваши пациенты нам не нужны. Нам нужны только те, кто приходит платно за справками», - сказало мне начальство на следующий день. Оставаться в этой системе было уже ниже моего достоинства.
Но куда идти? Специализированных центров по лечению ментальных расстройств в тот момент не было, в многопрофильных клиниках от психиатров требовали «делать кассу» за счет назначения избыточных анализов и обследований. Меня такое положение дел не устроило и я открыла кабинет для своих пациентов. Цели заработать не было, хотелось работать и лечить людей по-человечески. Не было ни инвесторов, ни поддержки государства - начинание основывалось исключительно на энтузиазме и деньгах от продажи единственной квартиры.
Сарафанное радио моментально разнесло новость о том, что в Реутове можно посетить психиатра и получить качественную помощь без унижений, проволочек и учета. Поток пациентов резко возрос. Именно в это время судьба свела меня с единомышленниками. Мы идеально сошлись, потому что разделяли одни и те же принципы - уважительное, внимательное отношение к пациентам, искреннее желание помочь людям, а не ободрать их как липку, приверженность постулатам доказательной медицины, лечение проверенными препаратами, а не фуфломицинами. Это был 2018-2019 год. Вскоре нас накрыла новая волна пациентов, пришедшая вместе с ковидом.
Коронавирус, изоляция, локдаун сильно подкосили ментальное здоровье россиян. Многие потеряли близких, лишились работы или бизнеса, страдали от одиночества. И эти люди массово пошли за помощью к нам. Тогда я отошла от лечения пациентов и занялась поиском современных, компетентных, эмпатичных психиатров, психотерапевтов, психологов, которые бы помогали всем этим людям. К сожалению, я вижу, что много молодых неравнодушных докторов находятся в такой же ситуации, как и я годы назад. Им негде развернуться как специалистам, а сама система не поощряет ни их профессиональное развитие, ни их человеческие качества. Сейчас в нашей команде уже 39 прекрасных специалистов. И это не предел - ведь поток пациентов опять лавинообразно растет.
Сегодня здоровье нации снова под угрозой. Известные всем события перевернули жизнь каждой семьи. О масштабах ментальной катастрофы можно судить хотя бы по цифрам продаж антидепрессантов, которые за несколько месяцев продемонстрировали рост в десятки процентов. И «Эмпатия» тоже растет вслед за потребностями людей в специализированной помощи, но этот рост - не от радости. Хотя есть и позитивные моменты.
В последние годы информированность населения о ментальных расстройствах и их лечении сильно выросла, и мы можем без лишней скромности сказать, что в этом есть и наша заслуга. Ведь в «Эмпатию» мы берем не только врачей со знаниями, но и с талантом вести психпросвет - создавать познавательные статьи и видео, вести тематические блоги, выступать с лекциями вместе с другими специалистами.
Везде и всегда мы продвигаем простые тезисы: болеть - не стыдно, человек с ментальным расстройством не виноват в том, что он такой, не надо бояться и терпеть психические недуги, нужно лечиться и бороться за качество своей жизни. Тем более, что справиться с ментальными проблемами можно без постановки на учет и последующих трудностей с получением справок, выбрав частную клинику. И «Эмпатия» - именно такое место, где можно лечиться без позора и унижений, лечиться у врачей, которые работают в достойных условиях и замотивированы на предоставление высококлассной помощи.
Еще одна наша задача - сделать психиатрическую помощь доступной не только для москвичей, но и для жителей других регионов. Я прекрасно понимаю ситуации, когда весь город обслуживает один психиатр, работающий по заветам старой школы, знаю, как тяжело в таких условиях добиться адекватной помощи. Поэтому мы запустили услугу телемедицины - это возможность получить консультацию онлайн с выпиской рецептов. Также у нас всегда есть варианты записаться к врачу по доступной цене, ведь денежный вопрос для регионов не менее важен.
Сегодня, оглядываясь назад и вспоминая историю «Эмпатии», я искренне желаю, чтобы тревожный фон нашей жизни выровнялся, чтобы пациенты приходили к нам с «мирными» целями, например, избавиться от аэрофобии или повысить навыки межличностного общения. Надеюсь, когда-нибудь будут преобладать именно такие запросы. Но эти мечты ничуть не мешают нам помогать людям с любыми ментальными проблемами - прямо здесь и сейчас».