Существуют два распространенных вида психогенных дыхательных расстройств, которые порой нельзя объяснить органическими причинами, но есть явная связь со стрессом — это кашель и одышка. Дыхательные движения, так и кашель являются автоматическими рефлекторными действиями (одно — нормальным, другое — патологическим), но на них можно воздействовать и произвольно. На деятельности дыхательной системы влияет как сознательно, так и бессознательно кора большого мозга, психика, эмоциональные состояния. Автоматический ритм дыхания иногда может нарушать тревожное или депрессивное состояние человека, а кашель, обычно выражающий раздражение дыхательных путей, может иногда выразить состояние раздражения на уровне высшей нервной системы.
Одышка — это разнообразные нарушения частоты и глубины дыхательных движений, сопровождающееся ощущением нехватки воздуха. Одышка часто встречается при заболеваниях сердца. Резкие приступы нехватки воздуха в таких случаях называют сердечной астмой. Обычно в этих случаях затруднен вдох. Кроме того, одышка бывает проявлением заболевания бронхо-легочной системы, например при обструктивном бронхите, бронхиальной астме. Нарушения дыхания могут быть симптомом сахарного диабета, анемии, лихорадки. Иногда встречается одышка центрального мозгового происхождения — при опухолях и кровоизлияниях в определенных отделах головного мозга. Но не редкость ситуации, когда довольно молодой, физически здоровый человек предъявляет стойкие, упорные жалобы на ощущение нехватки воздуха. Ему сложно функционировать, порой утрачивается работоспособность, однако путем многочисленных обследований не удается выявить какого-либо заболевания, которое может объяснить подобное состояние.
Тот факт, что одышка и кашель может быть психогенного происхождения — общеизвестен. Общеизвестны эмоциональные состояния, которые временно изменяют ритм и амплитуду дыхательных движений, к примеру ужас, неожиданность, депрессия, радость. Выражения «от радости в зобу дыханье сперло» или «от ужаса перехватило дыхание» отражают, насколько часто люди испытывают подобные нарушения. Кому не известны оханья и вздохи, особые изменения дыхательных движений, связанные с явными психическими переживаниями, с глубоким аффективным содержанием, выражающие в общем безнадежность, душевную боль, которые могут выразить, однако, и чувство освобождения от гнета, избавления, облегчения («вздохнуть с облегчением»).
Одышка психического происхождения, невротическая одышка, выражающая состояние эмоционального напряжения, довольно редко встречается. Иногда связь одышки с психическим состоянием настолько не очевидна для пациента, что он может поставить врача в тяжелое затруднение при постановке диагноза. Жалобы больного могут заставить врача подозревать, что речь идет о бронхиальной астме, о левожелудочковой сердечной недостаточности, о тяжелой дыхатеьной недостаточности и т.д. и даже привести к попыткам необоснованного, неправильного лечения. Но опытные врачи с хорошим знанием психических расстройств знают особенности неврогенной одышки и дифференцируют ее от других видов.
На какие особенности жалоб и поведения пациента нужно обращать внимание для выявления одышки психосоматического характера?
Жалобы больного. Их много, они разнообразные, эмоционально окрашенные. Субъективно больной жалуется на особое ощущение недостатка воздуха, на грудное давление, на чувство сжимания, на сжатие, на невозможность свободно дышать; у него ощущение, что воздух не поступает нормально и глубоко в грудь, что дыхательные движения не действенны, что вдох не дает ему нужного количества воздуха; и выражает это самыми разнообразными выражениями, как: «задыхаюсь», «нехватка воздуха», пресловутый «ком в горле» и прочее. Часто данные состояния сопровождаются страхом смерти, опасениями задохнуться. По сути, это один из видов панических атак.
Дыхательное действие из бессознательно-автоматического превратилось в сознательное и произвольное, на котором больной останавливает свое внимание и нередко это сосредоточение на дыхательном действии сопровождается еще разными психическими реакциями, тревогой, беспокойством, страхом и даже некоторыми реактивными двигательными действиями: расстегивание воротника, одежды, поясов, выпячивание глаз, вдыхательные усилия и пр. Следует обратить внимание, что несмотря на все многочисленные жалобы, которые отображают тяжелейшие дыхательные страдания, тяжкий дефицит самой важной жизненной функции, больной ведет себя парадоксально, противоречаще: он может довольно легко двигаться и, иногда, даже достаточно подвижно и беспокойно, метаться в ажитации. В отличие от пациентов с действительно тяжелой дыхательной недостаточностью, которые малоподвижны, т.к. вынуждены экономить силы и кислород, больной с психогенной одышкой тратит много сил и притом переносит это без того, чтобы его дыхательное состояние ухудшилось.
При объективном исследовании не проявляется очевидных признаков реального дыхательного дефицита. Не регистрируются нарушения функции внешнего дыхания, не изменен цвет кожных покровов, больной не синюшный и т.д.; не обнаруживается никаких дыхательных препятствий или причин, стесняющих дыхательные движения или циркуляцию воздуха по трахео-бронхиальным путям. Наконец важным диагностическим признаком является то, что тягостные дыхательные ощущения, на которые жалуется больной, смягчаются, когда его внимание привлечено в другую сторону и преувеличиваются, когда внимание сконцентрировано на них. Это парадоксальное явление (т.е. разрыв между высказанными ощущениями и объективной реальностью, касающийся дыхательной функции) очень показательно и имеет большое значение для диагноза.
Еще клиническая особенность невротической одышки — это значительное изменение ритма и глубины дыхания, с их большой нерегулярностью: при внимательном взгляде видно, что дыхание неравномерное, неритмическое, с неодинаковыми перерывами, с постоянной вариацией интенсивности и глубины. Дыхание потеряло свой гармонический плавный характер и стало до некоторой степени, беспорядочным действием. Иногда вдох резкий, вынужденный, короткий, быстрый, а выдох длительный, поддерживаемый. Иной раз дыхание быстрое и поверхностное. Время от времени на фоне такого развертывания включается глубокий вдох, с последующим продленным выдохом, заканчивающемся как как стон, после чего дыхание принимает свой первоначальный темп. Больной, время от времени, чувствует необходимость такого возмещающего глубокого дыхания. Значит речь идет о дизритмическом дыхании — нерегулярном, постоянно варьирующем, хаотичные особенности которого могут быть зарегистрированы на пневмограмме. Но во сне, расстройства ритма, частоты, интенсивности дыхания исчезают (как и чувство удушья), дыхание становится спокойным, регулярным, ровным. И наоборот, расстройства увеличиваются в случае эмоции, нервного напряжения, спешки.
Наконец, третью клиническую особенность психогенной одышки образует прибавление, в некоторых случаях, странных, особых шумов: иногда вдыхательный свист, иной раз сухой и короткий шум при выдохе, похожий на икоту; повторяющийся как и она; иногда изредка долгий выдох звучный, даже шумный, после вынужденного вдоха, похожий на вздох, оханье, глухой стон.
Развитие подобных расстройств дыхания психического происхождения весьма разнообразно. Иногда они эпизодические, более или менее ясно связанные с психотравмирующей ситуацией и в каком случае диагноз намного облегчается. Но часто связь с подобным фактом не появляется, категорически отрицается пациентом, и тогда гораздо труднее поставить диагноз, а дыхательные расстройства, коварно появившиеся, продолжаются днями, неделями, месяцами, с изменением интенсивности от обследования до обследования. Уменьшаясь не только когда внимание больного привлечено чем нибудь другим, но и в случае некоторых других эмоций, концентрирующих внимание, деятельность , нервное напряжение больных в другом направлении (например, позитивные эмоции).
Симптомы обостряются вместе с повышением эмоционального напряжения, лежащего в основе одышки, доходя иногда до пароксизмальных обострений, минутных, а иногда и суточных, и в этом случае могут еще больше обмануть врача, побуждая его поставить диагноз астматического статуса, бронхопневмонии, тяжелой дыхательной недостаточности и пр. Родственники вызывают скорую помощь и нередко пациенты бывают госпитализированы в стационар с ошибочными диагнозами. Правильным диагнозом в таких случаях будет «невротическая псевдо-астма». В их рамках могут иногда появляться мышечные спазмы и даже судороги или тетаноидные контрактуры , которые возникают благодаря алкалозу гипервентиляции.
Но было бы ошибкой считать людей, страдающих психогенной одышкой, притворщиками и симулянтами. Нет, психосоматические нарушения дыхания — это реальная медицинская проблема и больной человек одним усилием воли не в состоянии справиться с данным расстройством. Ему нужна помощь специалистов по психическому здоровью.
Чем мы можем помочь?
Если Вы обнаружили у себя или своих близких некоторые из описанных симптомов – это может говорить о развитии ментального расстройства. В этом случае, стоит обратиться к врачу-психиатру для диагностики и начала своевременного лечения. Помимо очного общения, мы предлагаем услугу дистанционного консультирования (онлайн прием), которая не уступает личной встрече по качеству. Таким образом, Вы можете получить квалифицированную помощь специалиста высокого уровня, в каком бы населённом пункте вы не находились.
|
В нашем центре психического здоровья и психологической помощи, в шаговой доступности от метро Электрозаводская (г. Москва) и метро Новокосино (г. Реутов), работают специалисты, которые имеют большой опыт лечения психических расстройств. Мы используем самые современные и передовые методики, руководствуемся принципами доказательной медицины. Эффективная помощь и конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну, гарантированы.