Что такое диссоциативное расстройство идентичности?
Диссоциативное расстройство идентичности (ДРИ) – редкое психическое расстройство, развивающееся всего лишь у 1,5% населения Земли. Однако оно часто может быть диагностировано по ошибке из-за сложной, многокомпонентной симптоматики, поэтому требует тщательных и многократных обследований, консультаций нескольких специалистов. Расстройство также упоминается под названием «раздвоение личности», которое не совсем верно отражает суть этой патологии.
ДРИ – редкое и тяжелое поведенческое нарушение, до 1994 года известное как расстройство множественной личности. Часто ему сопутствуют несколько смежных неотложных состояний, связанных с прямым риском для жизни пациента – например, самоповреждение или употребление наркотических и других психоактивных веществ.
Раздвоение личности упоминалось во множестве стран еще до распространения психиатрии как медицинского направления. Обычно пациентам с таким расстройством приписывали одержимость демонами, шаманизм, ведьмоство и другие мистические причины появления симптомов их недуга. Понимание того, что такие люди имеют психическое расстройство, чаще всего вызванное эмоциональной травмой в детском возрасте, появилось гораздо позже.
Причины развития диссоциативного расстройства идентичности
Причины появления нескольких личностей у одного человека вызывают споры среди специалистов, занимающихся изучением этой проблемы.
Диссоциативное расстройство идентичности часто связано с тяжелой детской травмой, жестоким обращением в подростковом возрасте. Клинический психолог, доктор медицинских наук, профессор Констанс Дж. Даленберг и ее команда провели ряд исследований и описали роль травмы в развитии раздвоения личности, опровергнув предыдущую модель патогенеза, которая основывалась на фантазиях, чрезмерной внушаемости пациента и когнитивных искажениях.
Новые клинические исследования также подтверждают важную роль комбинации тяжелой эмоциональной, физической или сексуальной травмы в развитии патологии. Однако модель о когнитивной внушаемости и развитой фантазии также имеет основания для существования – и в том числе используется в недавних статьях.
В них формулируется следующая теория. Испытываемый во время нанесения травмы стресс способствует абстрагированию больного от повреждения, создает иллюзию того, что оно нереально и происходило с кем-то другим, вызывая посттравматическую диссоциацию. Согласно The fantasy theory, особенно этому подвержены люди с хорошим воображением, увлекающиеся собственными фантазиями, подверженные влиянию СМИ и окружающих, социально изолированные от общества.
Существует также теория ДРИ In-sum, описывающая факторы, приводящие к развитию патологии:
- способность к диссоциации;
- наличие травматических переживаний и последующее за этим искажение реальности;
- изменения с конкретными именами и идентичностями;
- отсутствие внешней стабильности.
Однако некоторые известные психиатры, например, доктор медицинских наук из США Ричард Клюфт, опровергают эту теорию развития диссоциативного расстройства идентичности.
ДРИ: кто входит в группу риска?
Распространенность диссоциативного расстройства идентичности среди населения планеты составляет от 1% до 5%, чаще оно обнаруживается у женщин, чем у мужчин. Тяжелая форма нарушения диагностируется у 1-1,5% пациентов.
Пациенты могут обращаться к различным специалистам и заниматься лечением неверного диагноза в среднем от 5 до 12,5 лет, пока им не будет поставлено диссоциативное расстройство идентичности. В течение этого времени за многими пациентами отмечались как эпизоды несуицидального самоповреждения, так и суицидальные наклонности.
Как выглядит ДРИ
Человек с ДРИ, согласно позиции Международного общества по изучению травмы и диссоциации (ISSTD), описывается как человек, имеющий отдельные идентичности, которые автономны и функционируют независимо друг от друга. Альтернативные личности же описываются как независимые идентичности, которые имеют свое собственное поведение, воспоминания, отличные от других, и даже могут разговаривать на другом языке и использовать нехарактерные для основной личности выражения.
Признаки перехода в измененное состояние:
- поведение, напоминающее впадение в транс;
- частое моргание;
- закатывание глаз;
- изменение позы.
Основная гипотеза Ф. У. Патнэма и др., занимавшихся изучением ДРИ в отделениях стационарного обслуживания в 1990-х годах, заключается в том, что «альтернативные идентичности являются результатом неспособности многих травмированных детей развить единое чувство собственного «я», которое сохраняется в различных поведенческих состояниях, особенно если травматическое воздействие впервые происходит в возрасте до 5 лет».
Диагностика диссоциативного расстройства идентичности
Единственный способ диагностики, доступный для психиатров и опытных психотерапевтов, работающих с диссоциативным расстройством идентичности, – подробный сбор анамнеза в течение длительного периода времени и из разных источников информации. Однако этот метод не уберегает от ошибок, часто пациентам с ДРИ ставят диагноз пограничное расстройство личности или шизофрения, так как у пациента отчетливо наблюдаются элементы диссоциации, амнезии и ошибочного мнения о галлюцинировании.
Дополнительно могут потребоваться следующие методы инструментальной и лабораторной диагностики:
- люмбальная пункция;
- электроэнцефалограмма;
- компьютерная томография;
- магнитно-резонансная томография;
Также может быть необходима дополнительная консультация невролога (например, для исключения аутоиммунного энцефалита).
Диссоциативное расстройство идентичности: симптомы
Диссоциативные расстройства классически характеризуются как нарушение нормального сознания, памяти, идентичности и поведения. Проявления подразделяются на позитивные и негативные симптомы:
- позитивные симптомы часто ассоциируются с новыми личностями, дереализацией;
- к негативным симптомам относятся такие проявления, как аутизм и паралич.
ДРИ является частью широкого спектра диссоциативных расстройств, однако имеет свои четкие критерии:
- наличие у пациента двух или более различных личностей;
- каждая личность должна отличаться поведением, уровнем сознания, памятью и восприятием внешнего мира;
- эпизоды у пациента временной амнезии, которая, по сути, представляет собой отчетливые пробелы в памяти и воспоминаниях о повседневных и травмирующих событиях;
- эпизоды временной амнезии не должны быть связаны с употреблением пациентом психоактивных веществ или частью культурных норм или практик;
- симптомы должны вызывать заметный недостаток функционирования в повседневной жизни пациента.
На что похоже диссоциативное расстройство идентичности?
Наиболее распространенный дифференциальный диагноз включает в себя пограничное и истерическое расстройства личности, посттравматическое стрессовое расстройство и первичные психотические нарушения – шизофрению и шизоаффективные расстройства.
У пациентов с ДРИ часто наблюдаются симптомы диссоциации и амнезии, которые отмечаются и у пациентов с пограничным расстройством личности. Это расстройство также связано с обширной травмой, а ее последствия часто проявляются микропсихотическими и диссоциативными симптомами.
Иногда рассказы пациентов с ДРИ ошибочно принимаются за галлюцинации и считаются выражением психоза, что влечет за собой неверное назначение антипсихотических препаратов.
Лечение диссоциативного расстройства идентичности
Некоторые подходы к лечению диссоциативного расстройства идентичности включают базовые принципы из структуры работы с расстройствами в рамках трехстороннего подхода:
- обеспечение безопасности пациента, стабилизация его состояния и уменьшение симптомов;
- противостояние, проработка и интеграция травматических воспоминаний;
- интеграция и реабилитация идентичности.
Психотерапия ДРИ
Первый шаг направлен на обеспечение безопасности пациентов с ДРИ, поскольку у многих из них присутствуют суицидальные мысли и самоповреждающее поведение. Важно снизить риск преждевременной смерти пациента.
Второй шаг фокусируется на работе с травматическими воспоминаниями. Необходимо проработать прошлую травму, принять ее саму и ее последствия, интегрировать обратно в собственное сознание. Процесс может затрагивать сразу несколько личностей, необходимо подтолкнуть человека на обмен воспоминаниями.
Третий и заключительный шаг лечения в основном фокусируется на отношениях пациента с самим собой и остальным миром. На всех этапах лечения поощряются прочный терапевтический союз и доверие между пациентом и психотерапевтом.
Обычно используется вышеописанный метод психотерапии, однако последние подходы включают использование когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), ориентированной на травму, и диалектической поведенческой терапии (ДПТ). К сожалению, в настоящее время не существует контролируемых клинических испытаний, подтверждающих эффективность КПТ, а причины, по которым используются навыки ДПТ, по сути, вторичны по отношению к некоторым перекрестным симптомам пограничного расстройства личности и ДРИ.
Несмотря на различные подходы к терапии, некоторые ключевые особенности лечения включают в себя повышение уровня образования, эмоциональную регуляцию, управление стрессорами и повседневным функционированием.
Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) при ДРИ
Еще один метод терапии ДРИ - десенсибилизация и переработка движением глаз (EMDR – Eye Movement Desensitization and Reprocessing). Она с эффективностью применяется для уменьшения общей симптоматики, повышения самооценки, работы с альтернативными идентичностями и, при необходимости, согласования и слияния нескольких личностях в основной.
Однако EMDR рекомендуется проводить только тогда, когда пациент в целом стабилен и обладает адекватными навыками совладания. Суть этого метода заключается в активации участков мозга, отвечающих за переработку информации и травматического воспоминания, с помощью определенных движений глазами.
Лекарственная поддержка при диссоциативном расстройстве идентичности
Психофармакология не является основным методом лечения ДРИ, но она может использоваться для устранения определенных симптомов. Наиболее часто используемые препараты – нормотимики, антидепрессанты и антипсихотики.
Однако последние клинические исследования показывают, что ни одно лекарство не является эффективным средством для терапии ДРИ. Проблема использования лекарств заключается в сложном подборе нужного препарата и контроле за изменением состояния пациента, определением, что из обнаруженной симптоматики является положительным ответом на лечение, а что – нет.
Помочь вам готовы более 50 опытных специалистов центра «Эмпатия». Получить эффективную помощь наших психиатров, психотерапевтов, психологов, сексологов, эндокринологов и неврологов можно очно в Москве и Реутове, а также в онлайн-формате в любой точке мира. Отметим, что выписка рецептов по итогам онлайн-приема возможна!