Например, люди с легкой умственной отсталостью (код МКБ-10: F70) также часто соответствуют критериям СДВГ. Умственная отсталость влияет на адаптивное функционирование, то есть на навыки, необходимые для ориентирования в повседневной жизни, что требует индивидуальной поддержки. Это, в свою очередь, означает, что при последующем наблюдении за лицами с умственной отсталостью необходимо оценивать не только их когнитивные и интеллектуальные функции, но и их потребность в поддержке.
Распространенность умственной отсталости
Исследования распространенности в различных географических и демографических районах показали, что примерно 0,5-1,5 процента населения соответствуют критериям легкой умственной отсталости. Исследования показывают значительные различия в распространенности легкой умственной отсталости в зависимости от используемого определения и демографических и социально-экономических факторов исследуемой территории.
Причины
При всех нарушениях развития нервной системы возможные или определенные причины могут быть классифицированы в зависимости от того, когда первоначально возникла черепно-мозговая травма / расстройство. Обычно проводится различие между пренатальным периодом (периодом до рождения), перинатальным периодом (первая неделя, включая сами роды) и послеродовым периодом, когда травма / расстройство произошли после перинатального периода. Генетические факторы доминируют среди пренатальных причин и включают как наследственные состояния, так и de novo (новые) мутации. Эта группа включает большое количество известных синдромов. Термин "синдром" относится к нескольким одновременно возникающим и клинически наблюдаемым признакам или симптомам, которые в совокупности указывают на основное заболевание.
Как и в случае с другими нарушениями развития нервной системы, медицинские причины умственной отсталости обычно можно проследить до внутриутробного периода. Однако есть много детей с легкой умственной отсталостью, для которых мы не можем определить точную медицинскую причину. Основная медицинская причина гораздо чаще выявляется у детей с более тяжелыми формами умственной отсталости.
Различные генетические / хромосомные синдромы могут вызывать умеренную умственную отсталость, например синдром Диджорджа и синдром Клайнфельтера (мальчики с XXY хромосомами). Благодаря матрицам CGH (сравнительная геномная гибридизация), способным обнаруживать очень мелкие генетические аномалии (такие как делеции и дупликации), генетическая диагностика еще больше улучшилась. В одном исследовании удалось выявить такую генетическую аномалию в качестве основной причины у 21% детей с легкой умственной отсталостью.
Учитывая текущие темпы развития генетического тестирования, в будущем мы сможем выявлять все больше и больше причин. Среди приобретенных внутриутробных причин наиболее широко известно расстройство алкогольного спектра плода (FASD). Перинатальные причины могут быть связаны с рисками, связанными с незрелым мозгом, т. е. если ребенок рождается очень или даже крайне недоношенным (ранее 32 недель или 27-28 недель соответственно).
Легкая умственная отсталость иногда также может быть выражением различий в человеческих способностях относительно требований общества.
Диагностика легкой умственной отсталости
Согласно DSM-5, легкая умственная отсталость определяется тремя критериями (A-C):
- A) Дефицит интеллектуального функционирования; навыки решения проблем, абстрактное мышление и теоретическое обучение.
- B) Дефицит адаптивного функционирования, то есть когнитивных, социальных и практических навыков в повседневной жизни.
- C) Дефициты / трудности, должно быть, возникли в период развития индивида.
Как проявляется легкая умственная отсталость
Легкая умственная отсталость связана с дефицитом теоретического мышления / обучения. Это означает, что человек воспринимает свое окружение более конкретным образом, что затрудняет интерпретацию и работу, например, с абстрактными словами, символами и описаниями. Это препятствует их обучению, особенно способности усваивать теоретические (в отличие от более практических) знаний, что, в свою очередь, усложняет учебу в школе.
Дефицит теоретического / абстрактного мышления влияет на адаптивное функционирование, поэтому большинство людей с легкой умственной отсталостью нуждаются в поддержке всю свою жизнь, чтобы просто выживать в повседневной жизни. Адаптация к окружающей среде и требованиям взрослой жизни, таким как управление своей работой, домом и финансами, может быть серьезной проблемой. Адаптивное функционирование обычно подразделяется на три области: когнитивную, социальную и практическую. Чтение, письмо, арифметика и такие понятия, как время и деньги, — все это зависит от когнитивного функционирования. Дефицит социального функционирования затрудняет ориентацию в социальных отношениях соответствующим возрасту образом из-за ослабленных навыков общения, трудностей с пониманием сигналов от сверстников и плохого социального суждения, что может привести к манипулированию со стороны других (легковерие). Ограничения в практическом функционировании приводят к неспособности справляться с повседневными делами, вести домашнее хозяйство и принимать решения по юридическим вопросам и вопросам, связанным со здоровьем, – другими словами, делать то, что требуется в повседневной жизни. В DSM-5 указано, что поддержка необходима в случае воспитания детей.
Сопутствующие проблемы у детей с умственной отсталостью
При слабой умственной отсталости могут возникать различные сопутствующие когнитивные трудности или расстройства, которые затрудняют учебу, повседневные задачи и социальную адаптацию. Важно помнить, что каждый человек с умственной отсталостью уникален, и его потребности и способности могут различаться. Однако, существуют определенные виды помощи и поддержки, которые могут быть полезными для людей с данным расстройством.
В образовательной среде дети и подростки с слабой умственной отсталостью могут нуждаться в индивидуализированной обучающей программе. Это может включать адаптации в программе обучения, дополнительные уроки или индивидуальные занятия с педагогом-дефектологом. Целью такой помощи является развитие когнитивных навыков, улучшение коммуникации и самостоятельности.
Родители и близкие также играют важную роль в предоставлении помощи. Они могут обратиться за консультацией к специалистам, таким как психологи или психиатры, чтобы получить рекомендации по воспитанию и образованию ребенка. Важно создать поддерживающую и понимающую семейную среду, где ребенок будет чувствовать себя безопасно и любимым.
Вмешательство и поддержка детей с умственной отсталостью
После завершения процесса обследования и установления диагноза легкой умственной отсталости пациент имеет право на поддержку со стороны служб абилитации. Последующая информация о диагнозе имеет решающее значение в этом контексте, поскольку она помогает человеку понять трудности, с которыми он сталкивается, и поддержку, в которой он нуждается. Сюда входит информация об отцовстве и о том, что это влечет за собой, когда речь идет об умственной отсталости.
Лица, у которых диагностирована умственная отсталость, также имеют право на поддержку в соответствии со Шведским законом о поддержке и обслуживании лиц с определенными функциональными нарушениями (LSS). Это включает доступ к контактному лицу, кратковременное пребывание вдали от дома и короткие периоды наблюдения за школьниками старше 12 лет. Взрослым может быть оказана помощь в повседневной деятельности или им может быть предложено жилье со специальными услугами (или другое специально приспособленное жилье).
Школа также должна принимать соответствующие меры, оказывая данному лицу поддержку и прилагая индивидуальные усилия. Лица с умственной отсталостью имеют право на индивидуальную учебную программу – специальную школьную программу. В некоторых случаях программа специальной школы может быть реализована в обычной школьной среде, но обычно она преподается только в специальных школах.
Если у ребенка диагностирована легкая умственная отсталость, очень важно следить за его развитием и при необходимости проводить последующие обследования.
Помочь Вам готовы более 50 опытных специалистов центра «Эмпатия». Получить эффективную помощь наших психиатров, психотерапевтов, психологов и эндокринолога можно на очном приёме в Москве и Реутове, а также в формате онлайн-консультации в любой точке мира. Отметим, что выписка рецептов по итогам онлайн-приёма возможна!