Обсессивно–компульсивное расстройство (ОКР) — это клиническое состояние, характеризующееся навязчивыми и нежелательными мыслями, образами или импульсами (т. е. навязчивыми идеями) и / или повторяющимся поведением или умственными действиями (т. е. компульсиями), направленными на смягчение навязчивой идеи или предотвращение наступления данного опасного события.
Описание симптоматики
За последнее десятилетие растущий объем экспериментальных исследований систематически изучал интимные отношения как дополнительную навязчивую тему ОКР. ОКР отношений (ROCD) может относиться к различным типам интимных отношений, например, романтических, с родителями / детьми, с наставниками и с Богом. Большинство исследований по ROCD (Relationship Obsessive Compulsive Disorder) были сосредоточены на романтических отношениях. При обсессивно–компульсивном ROCD фокусом обсессивно–компульсивных симптомов могут быть сами отношения (т. е. ориентированные на отношения [RC-ROCD]) или партнер по отношениям (т.е. ориентированный на партнера [PF-ROCD].. RC-ROCD может включать озабоченность своими чувствами по отношению к партнеру, к чувствам партнера и, в более широком смысле, к “правильности” опыта отношений. С другой стороны, PF-ROCD часто включает сомнения и беспокойства по поводу предполагаемых недостатков партнера, таких как его физическая внешность, общительность, нравственность, эмоциональная стабильность, интеллект и компетентность. Симптомы ROCD включают в себя широкий спектр компульсивного поведения в форме повторяющейся проверки (т. е. проверки своих внутренних ощущений во время совместного времяпрепровождения с партнером), сравнений (т.е. сравнения характеристик реального партнера с характеристиками других потенциальных партнеров), нейтрализации (т.е. визуализации прошлых счастливых времен, проведенных вместе) и просьб о заверении. Эти симптомы, вместе с навязчивыми идеями, размышлениями и избегающим поведением, могут привести к усилению личного дискомфорта и дискомфорта пары (например, конфликт в отношениях и неудовлетворенность) с негативными последствиями для социального и профессионального функционирования.
Пациенты с ROCD сообщают о большем количестве навязчивых идей в отношении отношений и более высоком уровне депрессии, чем пациенты с ОКР. Более того, в отличие от ОКР, ROCD ориентирован на перфекционизм и катастрофические убеждения о романтических отношениях. В своем исследовании Мелли, Булли и др. исследовали роль катастрофических убеждений и перфекционизма в ROCD, подчеркнув их влияние на генезис и поддержание расстройства. Беспокойство, связанное с перфекционизмом, и катастрофические убеждения о неправильных отношениях или одиночестве показали значительное влияние на RC-ROCD. С другой стороны, PF-ROCD в значительной степени предсказывалось только катастрофическим убеждением в неправильных отношениях, Авторы пришли к выводу, что тенденции к перфекционизму и специфические убеждения об отношениях являются более сильными предикторами развития ROCD, чем дезадаптивные убеждения, связанные с ОКР
Причины расстройства
Скудная справочная литература по ROCD предлагает другие психологические аспекты, которые были исследованы как причины, так и следствия расстройства. В своем исследовании Дорон и др. обнаружили значительные ассоциации между симптоматикой ROCD (как RC-ROCD, так и PF-ROCD) и снижением сексуального удовлетворения, помимо стиля привязанности, самопровозглашенных тревог, депрессивных и обсессивно–компульсивных симптомов. В частности, связь между симптомами ROCD и сексуальным удовлетворением была полностью опосредована удовлетворенностью отношениями. Это говорит о том, что выявление и лечение симптомов ROCD может быть ценным способом подхода к лечению проблем, связанных с сексуальным функционированием. В другом исследовании. симптоматика PF-ROCD была предсказана по воспринимаемой надежности партнера. По мнению авторов, недоверие к партнеру является основной темой, оправдывающей развитие и поддержание PF-ROCD, и может иметь решающее значение для его лечения.
ROCD было исследовано как подтип ОКР. Исследования ROCD привели к разработке психометрических стандартизированных инструментов, способных оценивать как отношения, (Relationship Obsessive Compulsive Inventory [ROCI] так и симптоматику, ориентированную на партнера (Partner Related Obsessive Compulsive Symptom Inventory [PROCSI]) На сегодняшний день эти инструменты переведены и апробированы в нескольких группах населения: персидском, итальянском, английском, турецком, испанском, голландском и албанском.
Хотя вышеупомянутые данные свидетельствуют о том, что романтические отношения могут быть навязчивой темой и, следовательно, ROCD является новым подтипом ОКР, предыдущие исследования выявили изменения в романтических отношениях в рассказах пациентов с ОКР. Ранние исследования в этой области показали, что пациенты с ОКР имеют меньшую вероятность вступления в брак и высокий уровень супружеского дистресса по сравнению с контрольной группой. Коран отметил, что симптоматика OКР сама по себе связана с ощущением гнева по отношению к партнеру по отношениям. Фактически, у пациентов с ОКР, вероятно, развиваются нарушенные интимные отношения, проблемы с сексуальным возбуждением, низкое сексуальное желание, неудовлетворенность по отношению к партнеру по отношениям, страх перед сексом и / или отвращение к сексуальной активности. Наконец, около половины пациентов с диагностированным ОКР неспособны поддерживать отношения в паре в течение долгого времени. Эти исследования, с другой стороны, по-видимому, предполагают, что ухудшение некоторых аспектов, связанных с романтическими отношениями, было бы сквозной чертой различных подтипов ОКР. Это говорит о том, что интимные отношения также могут составлять симптоматическую область, которая может сопровождать ОКР, а нарушения в отношениях могут быть следствием расстройства. Другими словами, романтические отношения были бы контекстуальным аспектом жизни пациента с ОКР, отражающим их навязчивое функционирование, а не саму навязчивую тему. Конечно, романтические отношения могут представлять содержание навязчивой идеи (т. е. воспринимаемое удовлетворение, страх секса), а также подвергаться ее негативному влиянию (т.е. гнев партнера, ухудшение отношений;). Опасения, амбивалентность, страх и сомнения относительно отношений распространены на ранних стадиях романтических отношений или во время конфликтов, и они зависят от спонтанных характеристик отношений пары как последствий изменений во взаимозависимости. В конце концов, одна из самых сложных задач в развитии долгосрочных отношений - признать, что партнер далек от совершенства.
Наконец, насколько нам известно, в исследованиях ROCD участвовали в основном выборки участников из стран Ближнего Востока (например, Израиля, Ирана) с недостаточной перекрестной проверкой результатов на выборках из разных географических районов. В свете вышесказанного кажется, что ROCD представляет собой растущую тему исследования, которая нуждается в дальнейших проверках.
Выводы
На сегодняшний день роль, которую страх вины играет в генезе ROCD, неизвестна. Это звучит удивительно, потому что оно представляет собой важный когнитивный фактор, определяющий проявление симптоматики ОКР. Аналогичным образом, неясно, может ли и как продолжительность самих отношений влиять на симптоматику ROCD. Более того, влияние личностных черт (т. е. как нормальных, так и патологических черт) на генез симптомов ROCD не было тщательно исследовано. В настоящем исследовании мы стремились исследовать взаимосвязи между страхом вины, длительностью отношений, нарциссическими и параноидальными чертами личности и симптоматикой ROCD в неклинической выборке участников. Целью исследования было изучить влияние нарциссизма, паранойи, страха вины и продолжительности отношений как на проявления RC-ROCD, так и PF-ROCD. Пациенты с ROCD сообщают о навязчивых сомнениях в отношениях (RC-ROCD), отражая, по крайней мере частично, параноидное мышление, сосредоточенное на правильности отношений (т. е. “Меня беспокоят мысли о том, что в моих отношениях что-то не так”) и о чувствах партнера (т. е. “Я постоянно ищу доказательства того, что мой партнер действительно любит меня”). С другой стороны, пациенты с навязчивыми сомнениями в партнере по отношениям (PF-ROCD) сообщают о сомнениях в воспринимаемом качестве партнера в отношении самооценки качества и навыков (т. е. “Достаточно ли она хороша для меня?“), предполагая возможное влияние процессов нарциссического мышления на генезис и поддержание этого типа симптоматики ROCD. Была выдвинута гипотеза, что (а) время отношений и (б) страх вины будут демонстрировать значительные ассоциации, негативные и позитивные, соответственно, с обоими проявлениями ROCD. Другими словами, отношения, характеризующиеся большей продолжительностью, должны быть связаны с более низким уровнем симптомов ROCD, о которых сообщают сами. И наоборот, более высокий уровень страха вины должен быть связан с более выраженной симптоматикой. Что касается личностных черт, (в) ожидались значительные и положительные ассоциации паранойи с симптоматикой RC-ROCD из-за сходства между параноидными мыслями и некоторыми сомнениями, ориентированными на отношения. По той же причине (г) ожидались положительные ассоциации между нарциссизмом и симптоматикой PF-ROCD.
Помочь Вам готовы более 50 опытных специалистов центра «Эмпатия». Получить эффективную помощь наших психиатров, психотерапевтов, психологов и эндокринолога можно на очном приёме в Москве и Реутове, а также в формате онлайн-консультации в любой точке мира. Отметим, что выписка рецептов по итогам онлайн-приёма возможна!