1 сентября - день новых знаний, нагрузок и, к сожалению, стрессов. Для подростков это время особенно волнительное: меняется режим, растут требования, а эмоциональное состояние становится уязвимым.
Почему подростковый возраст - группа риска?
Многие психические расстройства (депрессия, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения) часто дебютируют именно в детском и подростковом возрасте. Гормональные перестройки, социальное давление, высокая учебная нагрузка - все это может послужить триггером расстройства.
В школе дети проводят наибольшую часть своего времени и естественно, что изменения в состоянии ребенка будут сказываться в первую очередь на учебном процессе. Часто это выглядит как банальное «снижение успеваемости», но за этим могут стоять более серьезные проблемы.
Старшеклассники сталкиваются с дополнительными стрессовыми факторами:
-
давление при выборе профессии,
-
высокая конкуренция при поступлении в вузы,
-
социальные ожидания и страх несоответствия требованиям родителей и педагогов.
Такой длительный стресс может спровоцировать эмоциональные проблемы (усиление тревоги, напряжения, возникновение перепадов настроения), что может потребовать дополнительной психолого-педагогической поддержки.
С каждым годом распространенность подростковых депрессий увеличивается, и важно помнить, что депрессии у подростков выглядят иначе, чем у взрослых. У детей и подростков подавленное настроение зачастую может проявляться в виде раздражительности, нарушения поведения, протестности.
Младшие школьники: первые трудности
Для детей, которые только поступают в школу, это период адаптации к строгим правилам, длительным занятиям и новым социальным ролям. Чаще всего расстройство дефицита внимания и гиперактивности (РДВГ/СДВГ), поведенческие расстройства в детском возрасте как раз впервые могут отчетливо себя проявить именно при попадании ребенка в школьную среду. В данном случае школьные трудности, проблемы с успеваемостью скорее вершина айсберга и требуют внимательного отношения и уточнения причин.
На что обратить внимание?
-
Резкие перепады настроения (раздражительность, плаксивость, апатия).
-
Нарушения сна (бессонница или постоянная сонливость).
-
Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе и хобби.
-
Изменения аппетита (отказ от еды или переедание).
-
Самоповреждающее поведение (порезы, удары, расковыривание ранок, выдергивание волос).
-
Социальная изоляция, избегание общения.
У младших детей:
-
Резкий отказ идти в школу.
-
Частые «необъяснимые» боли (головные, в животе).
-
Поведенческие проблемы (агрессия, гиперактивность).
-
Трудности с концентрацией и усвоением материала.
Что делать?
Не списывайте изменения на «возраст» или «лень». Школьные проблемы часто сигнализируют о более глубоких трудностях. Если симптомы длятся больше 2 недель и мешают повседневной жизни - обратитесь к специалисту. Чем раньше выявить проблему, тем эффективнее будет помощь.
Важно: не все случаи требуют медикаментозной поддержки. Основой помощи многих поведенческих расстройств является психолого-педагогическая работа (когнитивно-поведенческая терапия, АВА-терапия, семейное консультирование). Психофармакотерапия назначается только при четких показаниях, когда без нее нельзя обойтись.
Помочь вам готовы более 80 опытных специалистов центра «Эмпатия». Получить эффективную помощь наших экспертов можно очно в Москве и Реутове, а также в онлайн-формате в любой точке мира. Отметим, что выписка рецептов по итогам онлайн-приема возможна!

