Неспособность к обучению (НкО) относится к нескольким расстройствам, которые могут повлиять на приобретение, организацию, удержание, понимание или применение вербальной и / или невербальной информации. Важным аспектом определения этого состояния является определение его исключений. Перефразируя, люди с НКО имеют специфические проблемы с обучением, но они сохраняют средний или выше среднего коэффициент интеллекта. Кроме того, неспособность к обучению не может быть связана с эмоциональным расстройством, культурными различиями или недостатком. Основной принцип НКО сопоставляет несоответствие между низкой успеваемостью ребенка и его ожидаемым интеллектуальным потенциалом.
Причина возникновения
Ведущие теоретики предполагают, что на этиологию НкО влияют как наследственные факторы, так и факторы окружающей среды. Они не возникают в результате нарушения сенсомоторных функций, таких как плохое зрение или слух (например, корректирующие линзы и слуховые аппараты не устраняют НкО). К сожалению, точная этиология все еще ускользает от экспертов.
Распространенность неспособности к обучению
НкО почти в два раза чаще встречаются у детей с хроническими заболеваниями по сравнению со здоровыми контрольными группами. Неспособность к обучению присутствует примерно у 5% детей школьного возраста во всем мире. В США данные, собранные Национальным обследованием здоровья детей, предполагают, что распространенность в течение жизни составляет 10%. Факторы риска включают семейный анамнез НкО, бедность, преждевременные роды, внутриутробное употребление алкоголя, ЧМТ и другие нарушения развития нервной системы. Наиболее распространенной проблемой обучения является дислексия, на долю которой приходится по меньшей мере 80% сложностей с обучением. Проблемы с обучением часто сочетается с другими расстройствами, такими как оппозиционно-вызывающее расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности, тревога и обсессивно-компульсивное расстройство.
Причины неспособности к обучению
Одной из основных биологических причин неспособности к обучению являются генетические факторы. Некоторые исследования показывают, что некоторые дети могут наследовать гены, которые влияют на их способность к обучению. Например, гены, ответственные за функционирование нейротрансмиттеров, могут быть изменены или мутированы, что приводит к дисфункции в передаче информации в мозге.
Другой биологической причиной неспособности к обучению является нарушение функций мозга. Некоторые дети могут иметь структурные аномалии в мозге, которые мешают нормальной обработке информации. Например, некоторые области мозга, отвечающие за восприятие, память и концентрацию, могут быть менее активными или не функционировать должным образом.
Также важным фактором в развитии синдрома неспособности к обучению является недостаточное количество нейротрансмиттеров, таких как серотонин, допамин и гамма-аминомаслянная кислота (ГАМК). Эти вещества играют важную роль в передаче нервных импульсов и регулировании настроения и внимания. Если их уровень в организме недостаточен, это может привести к нарушению функций мозга, включая обучение и память.
Оценка и диагностика неспособности к обучению
Хотя презентации пациентов с неспособностью к обучению будут индивидуальными и разнообразными, существуют общие закономерности, которые могут помочь поставщику медицинских услуг более надежно идентифицировать основную патологию. Часто дети приходят на оценку после того, как испытывают постоянные трудности в школе. Часто дети с НкО также демонстрируют нарушения в общем функционировании, а не только изолированы от академической среды. Например, препятствия в школе могут быть связаны с академическими трудностями, негативной самооценкой, проблемами поведения или межличностными отношениями. Важно расспросить о прошлом ребенка в школе, рационе питания, семейной истории схожих проблем и основных этапах развития, включая социальные навыки.
К общепризнанным специфическим способностям к обучению относятся:
Неспособность к чтению (дислексия) - является наиболее распространенной проблемой с обучением, составляющим не менее 80% всех трудностей с обучением, и является результатом дефицита фонологической обработки. Навыки, необходимые для надлежащей фонологической обработки, включают в себя чтение, декодирование, акустику, умение воспроизводить звуки и надлежащие слуховые способности. Прогрессирование часто начинается с проблем с расшифровкой прочитанного в более ранние годы, переходя к дисфункции чтения, а затем к трудностям с пониманием прочитанного. Со временем эти дети могут вообще перестать читать.
Дискалькулия - проявляется как слабость при выполнении арифметических операций. Пациенты будут испытывать трудности с организацией задач, завершением многоэтапных вычислений, различением математических знаков вычисления. Правильное понимание математики зависит от широкого спектра функций развития нервной системы, включая чувство чисел, вычисление и извлечение математических фактов, язык математики, визуально-пространственные навыки и понимание словесных задач.
Дисграфия - характеризуется искаженным письмом, несмотря на тщательное обучение и двигательные способности. Дети с дисграфией пишут непоследовательным и неразборчивым почерком, редко оставаясь на полях. Эти дети также могут демонстрировать плохую координацию мелкой моторики, проблемы с правописанием (кодированием), грамматикой и синтаксисом или выражением идей в письменной форме.
Невербальные НкО - как следует из названия, включают препятствия при невербальной деятельности, такой как решение проблем, визуально-пространственные задачи, чтение языка тела и распознавание социальных сигналов. Часто эти расстройства не проявляются до третьей степени, поскольку пациенты испытывают трудности с пониманием прочитанного более высокого порядка. Существует значительное клиническое совпадение с расстройством аутистического спектра (например, плохая социальная коммуникация и прагматичность). Следует отметить, что не распознано в DSM-V.
Индивидуальные факторы (внутренние) и факторы окружающей среды будут влиять на клиническую картину. Внутренние факторы включают сопутствующие психиатрические состояния и личностные особенности. Факторы окружающей среды охватывают дом, школу, программы и т.д. НкО не часто существуют изолированно, скорее, они будут сопровождаться другими НкО и психическими состояниями. Наиболее распространенными сопутствующими расстройствами являются синдром дефицита внимания и гиперактивности, аутизм, биполярное расстройство, тревога, депрессия и оппозиционно-вызывающее расстройство. Некоторые исследования предполагают наличие НкО у 20-70% детей с психическими расстройствами.
Оценка
Оценка НкО начинается с исключения как органических, так и функциональных дифференциальных диагнозов. После исключения других расстройств поставщику медицинских услуг рекомендуется следовать диагностическим рекомендациям, изложенным в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM). Оценка должна синтезировать историю развития, медицинскую, семейную и образовательную историю пациента.
Согласно DSM-5:
Неспособность к обучению — это тип расстройства развития нервной системы, которое препятствует нормальной способности к обучению и академической успеваемости
Нарушения в обучении подразделяются на три основные академические области
- 1. Чтение
- 2. Написание
- 3. Математика
Критерий А: трудности с усвоением инструкций и применением навыков, о чем свидетельствует хотя бы один из следующих симптомов в течение как минимум 6 месяцев
- нарушение чтения;
Критерий B: Академические навыки существенно ниже ожидаемых по сравнению со стандартными, что приводит к значительной дисфункции
Критерий C: трудности, возникающие в школьном возрасте
Критерий D: Аберрации не лучше объясняются каким-либо неврологическим расстройством, расстройством развития, двигательным расстройством или сенсорным расстройством (слуха или зрения).
Кроме того, комплексное нейропсихологическое тестирование может помочь врачу в постановке правильного диагноза. Обычно проводимые тесты включают: Woodcock-Johnson-III и Wide Range Achievement Test для оценки академических достижений; Система оценки адаптивного поведения-II и шкала адаптивного поведения Вайнленда-II для оценки адаптивного поведения; рейтинговая шкала Коннэрса, рейтинговая шкала СДВГ-IV (ранее шкала Дюпола) и шкалы оценки родителей и учителей NICHQ Vanderbilt для оценки нарушений внимания и гиперактивности; Шкалы интеллекта Векслера для детей — четвертое издание (WISC-IV) для оценки общего познания; шкала оценки ребенка Ахенбаха Контрольный список поведения (CBCL) для оценки общего поведения; Клиническая оценка основ языка (4-е изд.)
Помощь при проблемах с обучением
Диагностика и лечение ребенка с нарушениями в обучении зависят от скоординированного и постоянного сотрудничества межпрофессиональной команды, которая может состоять из воспитателей, специалистов по исправлению положения в сфере образования, психологов, специальных служб и врачей. Логопеды могут помочь оценить и вылечить любые основные трудности с устной речью, которые часто связаны с дислексией. Профессиональные и физиотерапевты будут лечить нарушения мелкой моторики, общей моторики, проприоцепции, равновесия и сенсорной обработки, которые могут сосуществовать у некоторых детей с нарушениями в обучении. Клинические психологи могут помочь детям лучше справляться с социальными проблемами, связанными с неспособностью к обучению. Образовательные терапевты или педагоги, прошедшие подготовку по проблемам неспособности к обучению, также являются частью многопрофильной команды, занимающейся лечением детей с неспособностью к обучению.
Как и при других заболеваниях, связанных с развитием нервной системы, важно отслеживать прогрессирование развития, спрашивая об успеваемости ребенка и поведении в школе. Для тех, у кого есть связанные с этим поведенческие проблемы, также следует рассмотреть соответствующее лечение. Кроме того, несколько коррекционных программ работают с детьми, испытывающими трудности с чтением и письмом.
Конкретные образовательные стратегии в менеджменте:
У детей с дислексией (проблемы с декодированием) необходимо повышать фонологическую осведомленность, которая включает в себя способность манипулировать отдельными фонемами (звуковой структурой слов) и слышать их, например, "к" в kite или "б" в bat. Помимо фонематического понимания, улучшается владение буквенным звуком. Повторная практика устного чтения может помочь улучшить беглость речи.
Детям с дисграфией могут помочь упражнения для рук и глаз, улучшающие координацию.
Образовательные стратегии, направленные на устранение дискалькулии, включают практику синтаксиса чисел
Дифференциальный диагноз
Как упоминалось ранее, НкО может имитировать другие нарушения развития нервной системы или сенсомоторных расстройств. Крайне важно проводить различие между вышеупомянутыми нарушениями в обучении и другими синдромами, факторами и расстройствами, которые могут помешать процессу приобретения и использования навыков говорения, аудирования, чтения, рассуждения, письма и / или математических способностей, таких как умственная отсталость, нарушения слуха или зрения и СДВГ. Условия окружающей среды, которые должны быть включены в дифференцированный список, включают хронические прогулы, насилие в семье, физическое или эмоциональное насилие, поведенческие проблемы со здоровьем у лиц, осуществляющих уход, или употребление психоактивных веществ. Кроме того, конкретные нарушения в обучении могут проявляться сходным образом и имитировать друг друга.
Прогноз
Прогноз будет зависеть от тяжести неспособности к обучению, а также от последующего вмешательства и соблюдения требований. Несмотря на трудности, при адекватном лечении, помощи и образовательных условиях дети с нарушениями в обучении могут достичь функционального статуса.
Осложнения
Существует повышенный риск низкой успеваемости у детей с нарушениями в обучении, что может повлиять на их социальную траекторию и карьеру. Негативная я-концепция, проистекающая из продолжающейся академической неуспеваемости, может привести к неловким межличностным отношениям и депрессии. Поведенческие проблемы также могут проявляться, поскольку дети с НкО демонстрируют сопротивление авторитетным фигурам или требованиям. Эти осложнения могут привести к отвращению к школе, что приведет к более частым прогулам.
Помочь Вам готовы более 50 опытных специалистов центра «Эмпатия». Получить эффективную помощь наших психиатров, психотерапевтов, психологов и эндокринолога можно на очном приёме в Москве и Реутове, а также в формате онлайн-консультации в любой точке мира. Отметим, что выписка рецептов по итогам онлайн-приёма возможна!