Более пятидесяти лет назад, в 1966 году, социальную фобию впервые дифференцировали от агорафобии и специфических фобий. С тех пор концепция превратилась из относительно редкого и заброшенного состояния в то, которое признано распространенным во всем мире. Третье издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-III) 1980 года описывало социальную фобию таким образом, что ограничивало диагноз из-за исключающих критериев, включая людей с избегающим расстройством личности, новой категорией в то время. В 1985 году эта точка зрения была оспорена, и к 1987 году DSM-III-R устранил исключение. В 1994 году DSM-IV добавила альтернативное название СТР в связи с признанием того, что социальную фобию можно отличить от конкретных фобий из-за важных патофизиологических и клинических факторов. С публикацией DSM-5 в 2013 году СТР стало основным названием. С публикацией DSM-5 диагностические критерии САР были расширены по сравнению с предыдущими изданиями и теперь включают в себя страх действовать таким образом или проявлять симптомы тревоги, которые оскорбляют других или приводят к отвержению, в дополнение к страху унижения или смущения.
Причины возникновения
Исследования семьи и близнецов показывают, что роль генетических факторов как этиологического фактора социального тревожного расстройства, как полагают, в значительной степени зависит от факторов окружающей среды. Генетические маркеры было трудно идентифицировать. Чрезмерно контролирующее или навязчивое воспитание может привести к подавленному темпераменту у детей, увеличивая риск развития социальной фобии. Неблагоприятные и стрессовые жизненные события также могут увеличить риск. Поиск нейробиологических факторов, связанных с СТР, был в значительной степени неспецифичным. Достижения в технологии нейровизуализации могут улучшить понимание расстройства в будущем. Недавние данные свидетельствуют о том, что "расширенная миндалина" является важной областью при тревожных расстройствах.
Распространенность
Эпидемиологические исследования показали, что распространенность социального тревожного расстройства во всем мире составляет 5-10%, а в течение жизни - от 8,4 до 15%. Показатели распространенности сопоставимы в пределах Соединенных Штатов. Показатели распространенности среди детей и подростков аналогичны показателям среди взрослых. Социальное тревожное расстройство чаще поражает женщин, чем мужчин. Социофобия является третьим по распространенности психическим расстройством после расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ и депрессии, и является наиболее распространенным тревожным расстройством.
Нейрохимическая природа СТР
Исследования, проведенные в прошлом, показали, что лица с социальным тревожным расстройством типа производительности могут иметь более сильную реакцию вегетативной нервной системы, включая повышенную частоту сердечных сокращений. Кроме того, в патогенезе социального тревожного расстройства могут быть задействованы многочисленные системы нейротрансмиттеров, включая серотонин, дофамин и глутамат. Томография мозга пациентов с социальным тревожным расстройством выявляет повышенную активность паралимбических и лимбических цепей. Также было показано, что определенные темпераменты малышей и материнский стресс связаны с людьми, у которых развивается социальное тревожное расстройство.
Симптомы социальной фобии
Большинство людей с социальным тревожным расстройством сообщают о появлении симптомов в возрасте до 20 лет при сборе анамнеза. Многие сообщают о симптомах, начинающихся в раннем детстве. Социальная тревожность — это хроническое расстройство, обычно длящееся 6 месяцев и более. Люди с САР, скорее всего, менее образованны, не состоят в браке и имеют более низкий социально-экономический статус. Кроме того, многие пациенты с САР могут не обращаться за лечением, поскольку считают, что социальная тревожность является частью структуры их личности и поэтому не требует лечения. Пациенты с СТР часто обращаются к врачам из-за других расстройств, включая глубокую депрессию или употребление психоактивных веществ и связанные с ними расстройства.
Диагностическая оценка
Оценка социального тревожного расстройства должна включать его диагностические критерии, классифицированные в Пятом издании Руководства по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-5). Критерии включают выраженный страх или тревожность в связи с одной или несколькими социальными ситуациями, в которых человек, возможно, подвергается возможному контролю со стороны окружающих. Человек опасается, что он будет действовать определенным образом, что может быть оценено негативно. Социальная ситуация, по большей части, провоцирует тревогу или страх. Ситуации либо переживаются с тревогой или страхом, либо их полностью избегают. Этот страх или тревога непропорциональны угрозе, фактически исходящей от ситуации. Избегание, страх или тревога обычно длятся не менее 6 месяцев и вызывают значительные нарушения или дистресс в важной области функционирования. Страх не должен быть связан с воздействием какого-либо вещества или медицинского состояния или симптомами другого психического расстройства. Кроме того, беспокойство, избегание или страх являются чрезмерными или не связаны, если присутствует отдельное медицинское состояние. Если страх ограничен исключительно выступлением на публике, существует спецификатор performance only.
Основной чертой СТР является страх негативной оценки. Инструменты для оценки СТР включают, но не ограничиваются ими, перечень социальных фобий (SPIN), Mini-SPIN, шкалу социальной тревожности Либовица (LSA), шкалу самооценки инвалидности Либовица, профиль инвалидности, краткую шкалу социальной фобии (BSP), шкалу безопасного поведения при социальной фобии и шкалу самооценки во время публичных выступлений. Есть доказательства того, что материалы на SPIN отражают множественные симптомы СТР, включая страх негативной оценки, дистресс в результате физических симптомов тревоги и страх неопределенности в социальных ситуациях. Пациенты с СТР могут говорить тихо или давать беглые ответы на вопросы. Кроме того, зрительный контакт часто ниже нормы. Часто люди с социальной фобией раскрывают свои симптомы при прямом опросе.
Лечение социофобии
Существует большое количество доказательств, подтверждающих эффективность лекарств и когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) при социальном тревожном расстройстве. Согласно метаанализу, СТР хорошо поддается лечению индивидуальной КПТ и селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (СИОЗС). Кроме того, ингибиторы обратного захвата серотонина и норэпинефрина (СИОЗСН) оказывают большее влияние на исходы, чем плацебо. СИОЗС сертралин и пароксетин, а также СИОЗС венлафаксин, имеют одобрение FDA. Сравнивая различные виды психотерапии, СТР лучше реагировал на КПТ, чем на психодинамическую терапию и другие психологические методы лечения. Бета-блокатор пропранолол, а также бензодиазепины также используются при лечении социального тревожного расстройства. Преимущество пропранолола в том, что он используется по мере необходимости без риска развития зависимости и толерантности, как это происходит с бензодиазепинами. В настоящее время отсутствуют доказательства того, что комбинация фармакологических и психологических вмешательств также более эффективна, чем монотерапия. Сравнение фармакотерапевтических и психотерапевтических испытаний показывает, что медикаментозное лечение оказывает более быстрый эффект, но КПТ имеет более длительный эффект.
Дифференциальный диагноз
Социальное тревожное расстройство следует отличать от других расстройств, включая нарушения развития нервной системы, такие как расстройство аутистического спектра, паническое расстройство и агорафобия, депрессивные расстройства, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ и аддиктивные расстройства, дисморфное расстройство тела и расстройства личности, такие как шизоидное расстройство личности и избегающее расстройство личности. Как указано в критериях DSM-5, для постановки диагноза социального тревожного расстройства симптомы индивидуума не должны быть лучше объяснены симптомами другого психического расстройства. Другие диагнозы, которые следует исключить, включают хикикомори, крайнюю форму социальной изоляции продолжительностью более 6 месяцев, встречающуюся среди 1,2% взрослых в Японии, и шизофрению.
Прогноз
При отсутствии лечения социальное тревожное расстройство признано изнуряющим и широко распространенным расстройством, которое может привести к снижению уровня образования, ухудшению профессиональных показателей, затруднению социального взаимодействия, снижению качества отношений и снижению качества жизни. СТР ассоциируется с суицидальными мыслями, низкой самооценкой, низким социально-экономическим статусом, безработицей, финансовыми проблемами и отсутствием брака. Многие люди с СТР не знают о своих проблемах с психическим здоровьем и, следовательно, не обращаются за лечением.
Осложнения
Сопутствующие психические расстройства встречаются до 90% пациентов с СТР. Наличие СТР является предиктором развития глубокой депрессии и расстройства, связанного с употреблением алкоголя. Пациенты с сопутствующими психическими расстройствами имеют повышенную вероятность большей тяжести симптомов, резистентности к лечению, снижения работоспособности и увеличения частоты самоубийств.
В нашем центре психического здоровья и психологической помощи "Эмпатия", в шаговой доступности от метро Электрозаводская (г. Москва) и метро Новокосино (г. Реутов), работают специалисты, которые имеют большой опыт лечения психических расстройств. Мы используем самые современные и передовые методики, руководствуемся принципами доказательной медицины. Эффективная помощь и конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну, гарантированы.